Технологии

Китайско-бразильское космическое сотрудничество выходит на новый уровень

16 Июня 2025

Бразилия рассчитывает на запуск китайских спутников в попытке расширить своё присутствие в космическом секторе и одновременно укрепить отношения с важным международным партнёром, сообщает Agência Brasil China.

Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва во время своего недавнего визита в Пекин представил предложение о том, чтобы Китай использовал Космический центр «Алкантара» (известный как CEA) для будущих орбитальных миссий. Расположенный в северо-восточном штате Мараньян, CEA является ближайшей к экватору на Земле стартовой базой, находящейся всего в 2 градусах к югу от него.

Чем ближе к экватору, тем больше запуск может воспользоваться преимуществами повышенной скорости вращения и меньшего сопротивления для достижения орбиты. Запуски с CEA используют до 30% меньше топлива и, соответственно, имеют возможность увеличить вес ракеты или груза без необходимости дополнительного топлива. Такая экономия, как отмечает новостной сайт Revista Oeste, особенно ценна для стран, которые намерены поддерживать постоянное присутствие на Луне и достичь Марса. Для сравнения, космодром «Вэньчан» является ближайшей базой Китая к экватору на целых 19 градусах к северу от него.

Дипломатические источники сообщили, что предложение CEA было хорошо воспринято китайскими властями. Ожидается, что китайская техническая делегация посетит Алкантару в конце этого года для оценки условий на базе. Если предложение будет принято, Бразилия может взять на себя ведущую роль в космической геополитике, а также поднять двустороннее сотрудничество с Китаем в ведущем стратегическом секторе.

Китай — не первый партнёр, которого Бразилия «обхаживает» для возрождения CEA. Однако пока запуски с этой площадки остаются ограниченными, а долгожданная сделка с Соединёнными Штатами завершилась в 2023 году. В Китае Бразилия стремится запустить собственную космическую программу, опираясь на существующую основу доверия и сотрудничества.

В настоящее время две страны сотрудничают в космической сфере в рамках китайско-бразильской программы спутникового мониторинга ресурсов Земли (CBERS), в рамках которой с момента запуска CBERS-1 в октябре 1999 года было осуществлено пять успешных запусков спутников. В течение следующих пяти лет в рамках программы запланировано осуществить еще два запуска: CBERS-5 в 2030 году и CBERS-6 в 2028 году.

Последний представляет собой спутник весом около 800 кг, который в настоящее время находится в совместной разработке Китайской академии космических технологий в Пекине и Национального института космических исследований в Сан-Паулу. Ожидается, что стоимость спутника CBERS-6 превысит $100 млн, он будет использовать технологию Synthetic Aperture Radar для генерации данных при любых погодных условиях, что позволит Бразилии лучше контролировать все: от пожаров до сельскохозяйственных угодий и стихийных бедствий.

CBERS-5, первый в серии геостационарный метеорологический спутник, тем временем призван обеспечить непрерывное наблюдение за определённым регионом, сопоставляя его с вращательным движением планеты. Спутник, ориентированный на Бразилию, значительно улучшит прогнозирование погоды и мониторинг экстремальных погодных явлений в стране, что является бесценным инструментом по мере ухудшения изменения климата. Как и все предыдущие спутники CBERS, оба новых спутника в серии, как ожидается, будут запущены с помощью китайских ракет с космодрома Тайюань в северной китайской провинции Шаньси.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~jCh02
17.06.2025
Финские солдаты тренируются использовать традиционные навигационные инструменты — бумажные карты и компасы. На GPS (ГНСС США) нет никакой надежды, сообщает полковник Матти Хонко, командующий финским гвардейским егерским полком. По его словам, важный урок, извлечённый из событий на Украине, заключается в том, что спутниковый навигационный инструмент, известный как GPS, оказывается, уязвим для помех.
17.06.2025
В рамках проекта по созданию бесспутниковой системы навигации для беспилотных летательных аппаратов специалисты компании «Росэл» разработали инновационное устройство, которое обеспечивает высокую точность и надёжность в условиях подавления, отсутствия или подмены радиосигнала.
10.06.2025
Несколько недель назад китайский стартап EngineAI провёл необычную демонстрацию того, как обучаются современные роботы. Женщина-инструктор с длинными светлыми волосами продемонстрировала ряд танцевальных движений, а затем призвала гуманоидного робота компании повторить её движения.
03.06.2025
Специалисты Самарского университета им. Королёва разработали систему искусственного интеллекта для беспилотных летательных аппаратов (БпЛА), которая оснащена функцией стереозрения.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.