Технологии

Китай отчитался о современном состоянии национальной навигационной спутниковой системы

9 Декабря 2022
Китай отчитался о современном состоянии национальной навигационной спутниковой системы

Навигационная спутниковая система BeiDou (BDS) стала важным элементом инфраструктуры Китая, предоставляя круглосуточные услуги позиционирования, навигации и синхронизации.

Китай начал разрабатывать собственную навигационную спутниковую систему в 1994 году. BDS-1 вступила в строй и начала предоставлять услуги позиционирования в пределах Китая в конце 2000 года. BDS-2 была создана в 2012 году и предоставляла услуги пассивного позиционирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 2020 году BDS-3 была официально введена в эксплуатацию для предоставления услуг спутниковой навигации по всему миру. В июне 2020 года было завершено развёртывание всей группировки из 24 спутников на СВО, трёх спутников на геостационарной околоземной орбите (ГСО) и трёх спутников на наклонной геосинхронной орбите (НГСО).

BDS постоянно модернизируется за счёт внедрения технологий связи и улучшение навигации с использованием низкоорбитальных аппаратов. Предпринимаются усилия по включению в её сферу применения неспутниковых навигационных технологий.

Китай сохранил свой суверенитет в исследованиях, проектировании, строительстве и эксплуатации BDS, удерживая основные технологии в ключевых областях в своих руках. Такие компоненты, как микросхемы памяти аэрокосмического класса, спутниковые процессоры, высокомощные микроволновые переключатели, усилители на лампах бегущей волны и твердотельные усилители, были независимо разработаны и произведены в Китае.

BeiDou представляет собой гибридную навигационную группировку на средних и высоких околоземных орбитах. Спутник на высокой орбите покрывает большую площадь и обладает лучшими параметрами прямой видимости (меньше затенений, поскольку висит почти в зените); спутники на средних орбитах обеспечивают глобальное покрытие и являются ключевыми для предоставления глобальных услуг.

Благодаря использованию технологий, таких как модуляция, мультиплексирование и кодирование каналов, BDS смогла использовать трёхчастотные сигналы, интеграцию навигации и позиционирования с функциями связи, а также в предоставлять как базовую навигационную информацию, так и дифференциальную дополнительную информацию. Она совместима с другими навигационными спутниковыми системами.

• Космический сегмент системы включает 30 спутников, расположенных на трёх типах орбит – MEO, GEO и IGSO (средневысотная, геостационарная, наклонная геосинхронная);

• Наземный сегмент состоит из системы управления операциями (центра управления со станциями БИС), командно-телеметрической системы, системы управления работой межспутниковой связи и различных сервисных платформ для международного поиска и спасания, передачи коротких сообщений, спутниковых функциональных дополнений и наземных функциональных дополнений.

• Пользовательский сегмент состоит из терминалов и приложений, совместимых с другими навигационными спутниковыми системами.

Шесть спутников на MEO предоставляет глобальные услуги оповещения о бедствии, отвечающие международным стандартам. Обратные сообщения были разработаны таким образом, чтобы лица, запрашивающие спасение, могли получать подтверждающие сообщения.

Через 14 спутников MEO BDS предоставляет глобальную услугу произвольного доступа конкретным пользователям с максимальной длиной одного сообщения 560 бит (40 китайских иероглифов).

Через три спутника GEO BDS предоставляет услугу передачи данных пользователям в Китае и соседних районах с максимальной длиной одного сообщения 14 000 бит (1000 китайских иероглифов). Она может передавать тексты, графику и звук.

С помощью трёх спутников GEO BDS предоставляет пользователям в Китае и соседних регионах услуги точного захода на посадку, соответствующие международным стандартам.

Она поддерживает как одночастотный, так и двухчастотный мультисистемный режим, обеспечивая большую безопасность для транспортного сектора.

Наконец, через три спутника GEO BDS предоставляет пользователям в Китае и соседних регионах бесплатную услугу высокоточного позиционирования.

Информация о развитии и эксплуатации BDS, применении и продвижении, международном сотрудничестве, а также о нормативной правовой базе распространяется через официальный веб-сайт BDS (www. beidou. gov.cn), веб-сайты мониторинга и оценки (www. csno-tarc.cn; www. igmas.org) и официальную учетную запись BDS WeChat (beidousystem).

Китай поощряет создание отраслевого альянса BDS для расширения каналов, объединяющих предприятия, университеты, исследовательские институты и конечных пользователей. Соответствующие отраслевые ассоциации и общества были мобилизованы, чтобы сыграть свою роль в объединении правительства и предприятий, чтобы облегчить общение и сотрудничество при одновременном повышении самодисциплины в отрасли. Ключевым регионам и городам было рекомендовано широко развертывать приложения на основе имеющихся у них ресурсов с должным учетом национальных стратегий. Цель состоит в том, чтобы консолидировать отличительные преимущества каждого региона и создать промышленные кластеры с научно-исследовательскими институтами, ключевыми предприятиями и индустриальными парками в качестве опоры.

В 2021 году общая стоимость продукции спутниковой навигации и услуг на основе определения местоположения в Китае достигла 470 млрд юаней.

К концу 2021 года более 1 миллиарда терминалов использовали функцию позиционирования BDS по всей стране.

По состоянию на конец 2021 года приёмники BDS были установлены более чем на 7,8 млн автотранспортных средств по всей стране. На железнодорожной сети страны использовалось около 8000 терминалов BDS, и более 100 000 сельскохозяйственных машин были оснащены системами автономного вождения на основе BDS. Услуги на основе BDS в сфере здравоохранения, профилактики эпидемий, удалённого мониторинга и онлайн-услуг стоили почти 200 млрд юаней.

В 2021 году было отгружено 324 млн китайских смартфонов с поддержкой услуг BDS, что составляет 94,5% от общего количества по стране.

Чтобы создать благоприятную внутреннюю и международную среду для устойчивого и здорового развития BDS, Китай создал правовую базу для спутниковой навигации и принял участие в глобальном управлении, соблюдая баланс между соображениями развития и безопасности, текущими и будущими интересами и законами, регулирующими внутренние и внешние дела.

Китай ускоряет интеграцию продуктов BDS, таких как микросхемы, модули и терминалы, в международную промышленную систему, что позволяет им соответствовать международным требованиям и соответствовать международным стандартам.

Китай активно сотрудничает с другими странами и международными организациями в области исследований и разработок технологий и индустрии спутниковой навигации. Он создал зарубежные центры по применению индустриализации BDS и стремится создать прочную основу для индустрии спутниковой навигации.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам Информационного бюро Госсовета КНР

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~LJYdI
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.
14.01.2025
Молодые учёные из Тульского государственного университета (ТулГУ) представили инновационный электронный компас, который призван повысить точность навигации движущихся объектов в условиях арктических регионов. Об этом стало известно из сообщения пресс-службы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
13.01.2025
Ученые Пермского Политеха просчитали как необходимо доработать конструкцию ионного двигателя на спутниках, чтобы повысить его надежность. Силовые установки используются для управления ориентацией и положением аппарата в космическом пространстве.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.