Технологии

Искусственный интеллект и космос

2 Декабря 2024
Искусственный интеллект и космос

Синтетические данные – это именно то, на что они похожи, искусственно сгенерированные данные, рассказал Джастин Дэвис, старший менеджер производящей спутники компании «Плэнет», в шоу Mapscaping. Они создаются с использованием ряда моделей физических процессов и используются многими крупными технологическими компаниями для решения самых разных задач, от разработки рекомендаций для автономных транспортных средств до разработки аналитических материалов для финансового сектора.

Синтетические данные сейчас занимают важное место в области искусственного интеллекта (ИИ), поскольку их можно использовать для быстрой загрузки обучающих наборов данных для моделей компьютерного зрения. Это быстрый способ понять, насколько хорошо работает модель, или сгенерировать много данных для создания новой модели.

Контролируемое и неконтролируемое машинное обучение – это распространённые модели обучения, используемые в ИИ. По сути, контролируемое машинное обучение использует помеченные данные, в то время как неконтролируемое машинное обучение – нет.

При контролируемом машинном обучении большая часть данных должна быть помечена с самого начала, чтобы модель могла понять, что она пытается найти. Широкое определение объектов, которые ищет модель, позволяет рассчитать улучшения в будущем и помогает избежать зацикливания на узком определении, которое упускает ценные варианты использования после нескольких месяцев обучения модели.

Например, с помощью функции обнаружения изменений на дорогах и в зданиях программа изначально обозначала дороги как всё, по чему может безопасно и разумно проехать грузовик, а здания – как всё, под чем может находиться человек.

При машинном обучении без контроля у вас появляется немного больше свободы. Вместо того, чтобы заранее определять, что именно должна искать модель, она проанализирует данные в целом и сгруппирует похожие характеристики. Например, вместо того чтобы модель искала дороги в том виде, в каком они были определены вами, модель будет автоматически группировать изображения с дорогами на основе общих атрибутов. При таком подходе вы можете довольно легко работать в обратном направлении, поскольку вы в состоянии определить решение по каждому объекту постфактум.

Новые разработки в отрасли расширяют возможности, выходящие за рамки поиска сходства и классификации изображений. Есть основания полагать, что мы сможем определить, что на самом деле происходит в любой конкретной области с течением времени, с помощью новых подходов к ИИ.

Существует возможность создания базовой модели спутниковых изображений, которую организации и частные лица могли бы адаптировать, подобно тому, как сейчас используются большие языковые модели. Хотя он отмечает, что для обучения и создания этой модели на начальном этапе потребуется много данных, в один прекрасный день это может стать возможным, основываясь на том, что уже развивается на рынке.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~w6BUu
28.12.2024
Глобальные навигационные спутниковые системы достигли значительного прогресса в наблюдении за Землёй. Четыре ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo) теперь доступны по всему миру. Эти системы широко используются в позиционировании, навигации и синхронизации (PNT).
26.12.2024
Ученые МФТИ разработали программу для формирования высококачественных изображений космических объектов, что улучшит мониторинг околоземного пространства и навигацию в космосе. Об этом сообщили в Центре научной коммуникации МФТИ.
23.12.2024
Искусственный интеллект (ИИ) окажет значительное влияние на использование космических активов в будущих войнах. Благодаря ему, эти активы будут развёртываться, управляться и защищаться по-новому. Размышляя о том, как ИИ будет воевать в космосе, надо начать с улучшения спутниковых операций и автономности.
18.12.2024
Близка к завершению сделка, в рамках которой Индия закупает у России систему раннего предупреждения с дальностью обнаружения более 6000 километров. Цена вопроса – $4 млрд.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.