Технологии

Грядёт китайская революция мегасозвездий

1 Марта 2023
Грядёт китайская революция мегасозвездий

Реакция Китая на спутниковые системы «Старлинк» и «УанВеб» (Starlink и OneWeb) впервые стала очевидной в 2020 году, когда в Международный союз электросвязи в Женеве были поданы заявки на без малого 13 000 спутников. Затем Пекин объявил «спутниковый интернет» национальным проектом «новой инфраструктуры» и в 2021 году создал государственное предприятие «Китайская спутниковая сетевая группа» (China Satellite Network Group) для наблюдения за проектом спутниковой группировки, известным как «Guowang».

С тех пор новости о прогрессе проекта «Гуованг» были ограничены. Группа подписала соглашение с правительством Шанхая о содействии развитию коммерческой космической деятельности и в рамках проекта создала две компании в городе Чунцин.

«Гуованг» заменит две более ранние и гораздо меньшие группировки связи низкой околоземной орбиты, «Гонг’ян» и «Гонг’юн» («Hongyan» и «Hongyun»), запланированные главным космическим подрядчиком Китая CASC и его сестринским оборонным гигантом CASIC соответственно. То есть для аналогичных планов, предложенных китайскими коммерческими космическими компаниями, места не было.

Однако есть признаки того, что новые коммерческие космические компании Китая будут играть большую роль в этом проекте, как в производстве спутников, так и в их выводе на орбиту.

В марте прошлого года базирующаяся в Пекине частная компания «Гэлэкси Спэйс» (Galaxy Space) запустила шесть наращиваемых спутников V-диапазона на ракете Long March 2C. Согласно китайским государственным СМИ, миссия доказывает, что «Китай создал недорогие, серийные разработки и сетевые возможности спутников, все факторы, необходимые для создания спутниковой интернет-мега-группировки».

Китайские частные провайдеры услуг по запуску также начали в выпусках новостей позиционировать национальный спутниковый интернет-проект «Гуованг» в качестве потенциального источника дохода, предполагая, что они помогут предоставить дополнительные возможности для запуска, помимо CASC, для создания группировки. Это обеспечило бы новым фирмам значительный ранний доход, а также помогло бы национальным планам.

CASC также рассматривает возможность адаптации ракеты Long March 5B, способной отправлять 25 метрических тонн полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту, для запуска больших партий спутников для созвездий.

Китай планирует ещё один внутренний рекорд по запускам в этом году. В стране также есть новые коммерческие мощности по производству малых спутников, а это означает, что 2023 год может дать гораздо более чёткое представление о том, как будет выглядеть «Гуованг».

В другом месте CASIC, которая выделила субсидии для запуска космических проектов для получения коммерческого дохода, также будет стремиться вернуться в нужное русло со своей группировкой узкополосного Интернета вещей «Сингуин» (Xingyun) из 80 спутников. В 2022 году оператор «Экспейс» (Expace) оправился от предыдущих отказов своих твердотопливных ракет Kuaizhou и провёл миссии, проложив путь к запуску новых спутников «Сингуин» на орбиту в этом году.

Компания «Спутниковые Технологии Чанггуанг» (Changguang Satellite Technology) продолжит развёртывание спутников дистанционного зондирования для строящейся коммерческой группировки «Джилин-1» (Jilin-1). В ноябре компания заявила, что расширяет группировку с запланированных 138 спутников до 300. Ожидается, что другие коммерческие организации, включая попавшие под санкции, также продолжат отправлять свои спутники в космос в 2023 году для IoT, дистанционного зондирования и радиолокационных группировок с синтезированной апертурой, поскольку коммерческий космический сектор Китая продолжает расти.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам SpaceNews
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~BQsDl
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.