Технологии

Гонка за создание лунной ГНСС – или всё-таки сотрудничество?

13 Сентября 2024
Гонка за создание лунной ГНСС – или всё-таки сотрудничество?

Не за горами – развёртывание первой спутниковой навигации на Луне для поддержки целого ряда запланированных там миссий.

«Вы прибыли в пункт назначения». Эта фраза знакома каждому, кто использует спутниковые навигационные системы.

Но что, если ваш пункт назначения буквально находится за пределами этого мира? Может ли какая-нибудь ГНСС быть распространена на глобусы, которые не являются Землёй?

Ответ – не только «да», но и «скоро», по данным космических агентств, участвующих в новом рывке по созданию ГНСС-созвездия вокруг Луны. NASA и его партнёры в Европе и Японии разрабатывают концепции лунной спутниковой навигации, которые могут быть развёрнуты к концу 2020-х годов. В июле Национальное космическое управление Китая (CNSA) представило свои планы по созвездию из 21 спутника связи и навигации для поддержки своих лунных устремлений.

«До сих пор не было стремления перенести всю инфраструктуру связи и навигации, которая существует на Земле, в любое другое место Солнечной системы, — говорит Биджунат Патла, физик-теоретик из Национального института стандартов и технологий США (NIST), – Сейчас настало время, когда люди думают о таком скачке в технологиях».

Этот скачок обусловлен всплеском запланированной активности и исследований на Луне в ближайшие годы, что потребует сложной логистики, включая системы позиционирования, навигации и синхронизации (PNT), которые лежат в основе практически всей нашей инфраструктуры на Земле. Программа Artemis под руководством NASA подразумевает отправку астронавтов в миссии на поверхности на южном полюсе Луны: цель, которая требует надёжных линий связи и точных услуг определения местоположения. Китай также планирует высадить экипажи на Луну в этом десятилетии, и множество других правительственных и корпоративных структур отправят роботов-исследователей на поверхность Луны в ближайшем будущем.

Коммерческий космический сектор следит за возможностями, которые могут возникнуть в молодой лунной экономике, такими как добыча ресурсов, производство в условиях низкой гравитации, научные исследования или туризм. В то время как прошлые лунные миссии полагались на базовые ретрансляторы для связи и навигации, будущее лунных исследований требует спутниковой системы, подходящей для покрытия нашего естественного спутника — или, по крайней мере, его частей.

«Вам нужна такая инфраструктура на Луне, если вы собираетесь строить лунную экономику, — говорит Шерил Грэмлинг, инженер по аэрокосмической технике, которая руководит разработкой лунных PNT и стандартов в NASA. – Наличие лунной системы позиционирования поможет с системами посадки, использованием ресурсов на месте и планированием пути». Она же объясняет, что изначально внимание будет сосредоточено на южном полюсе Луны, учитывая запланированные там миссии, но что охват всего лунного шара «может быть долгосрочной целью».

Точное хронометрирование является основной инновацией, которая позволила появиться глобальным навигационным спутниковым системам. Спутники в этих сетях несут атомные часы, которые определяют время с точностью до нескольких миллиардных долей секунды. Позиции на Земле рассчитываются на основе времени прохождения спутниковых сигналов до наземных приёмников; измерение времени, которое погрешно всего на одну наносекунду, дает погрешность расстояния в 30 сантиметров. По этой причине высокая временная точность имеет основополагающее значение для точных геолокационных услуг, предоставляемых ГНСС, и она также будет иметь ключевое значение для любых будущих аналогов на Луне.

Точная конфигурация этих будущих лунных созвездий, включая количество спутников и их конкретные лунные орбиты, всё ещё находится в стадии определения.

«Это совершенно иная парадигма, чем на Земле, где в США есть GPS, в Европе – Galileo, а в России – ГЛОНАСС, – добавляет Грэмлинг. – Поскольку мы находимся на ранних стадиях, идея заключается в том, что мы должны работать вместе как три партнёра, которые уже участвуют в LunaNet, и создать единую систему для нас троих».

Как в настоящее время предполагает ЕКА, Moonlight будет состоять по меньшей мере из пяти спутников, включая большой спутник связи и четыре небольших специализированных навигационных спутника, размещенных на специальных орбитах для оптимизации покрытия южного полюса Луны. Эта первоначальная настройка обеспечила бы 15 надёжных и предсказуемых часов PNT-услуг в зоне покрытия каждые 24 часа, но Moonlight также спроектирован так, чтобы его можно было масштабировать, что означает, что можно было бы добавить больше спутников для расширения зоны обслуживания или для поддержки более сложных миссий.

Неясно, в какой степени Китай или какие-либо другие страны могут сотрудничать с существующими лунными навигационными системами, и будет ли на Луне в конечном итоге установлено несколько версий ГНСС, аналогичных земным.

Появление многочисленных конкурирующих концепций заставило некоторых задуматься, не вступили ли они в новую «космическую гонку» за создание первой лунной версии ГНСС.

В прошлом месяце Международный астрономический союз, организация, занимающаяся решением множества астрономических вопросов, проголосовал за резолюцию, в которой подчёркивалось сотрудничество в установлении лунной шкалы времени и других элементов лунных систем PNT.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~ny0tj
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.