Технологии

Европейские специалисты призывают к созданию независимых навигационных систем

4 Июня 2020
Европейские специалисты призывают к созданию независимых навигационных систем

В 2018 году первый в истории Европейский план радионавигации провозгласил следующее: «признано, что [...] ГНСС не должен быть единственным источником информации о PNT. Таким образом, альтернативные системы PNT, не обязательно использующие радиочастоты, должны быть созданы там, где этого требует критичность применения».

В 2019 году Европейское космическое агентство (ESA) объявило постоянный открытый конкурс предложений по исследованиям и системам позиционирования, навигации и хронометража, включая те, которые не имеют никакого отношения к космосу.

Одним из первых результатов стал финансируемый ESA проект морской устойчивости и целостности судоходства, или MarRINav, недавно осуществлённый в Британии.

«Морская навигация и портовые операции имеют критическое значение почти для каждой страны, – заявил Джонатан Тернер. – Как островное государство с сильным морским наследием, мы, возможно, ценим это больше чем другие». Тернер – соучредитель компании NLA International, занимающейся выработками решений в области безотходной экономики. Эта компания возглавила команду из восьми организаций, сотрудничающих над проектом.

Проект сосредоточился на Британии, однако его цель – предоставление информации и аналитической основы, которые могли бы использоваться другими странами.

Морское судоходство – один из секторов, наиболее зависимых от глобальных навигационных спутниковых систем и в наибольшей степени осведомлённых об уязвимости ГНСС и её последствиях. Исследователи пришли к выводу, что целостность и устойчивость – два наиболее важных параметра для морской навигации.

По мнению авторов доклада, морской сектор – один из секторов, наиболее готовых к интеграции космических и наземных навигационных систем. Международная морская организация ввела стандарт производительности для многосистемного приёмника, или MSR, который будет включать в себя широкий спектр навигационных сигналов.

Как ни отвлекал Brexit в течение последних четырёх лет, Великобритания находила время на решение проблем своей уязвимости к отключениям ГНСС.

В докладе по экономике Лондона за 2017 год были приведены данные о том, что пятидневное отключение ГНСС будет стоить стране по меньшей мере 1,3 миллиарда долларов в день. В качестве частичного решения проблемы в докладе были названы сервисы eLoran и Satelles.

В феврале этого года правительство Великобритании объявило о создании виртуального Национального хронометражного центра для защиты страны от риска отказа ГНСС, и в марте был опубликован окончательный отчёт MarRINav.

Среди результатов проекта можно отметить следующее:

  • Соединённому Королевству необходима всеобъемлющая морская архитектура PNT с многочисленными и разнообразными источниками для обеспечения непрерывности морских операций;
  • Такое «гибридное решение» могло бы принести пользу другим секторам, особенно если неморские потребности будут рассматриваться на ранних стадиях проектирования;
  • Новые системы PNT должны быть наземными и независимыми;
  • Создание такой системы для Великобритании имеет очень положительное соотношение выгоды и затрат;
  • Важными аспектами новой архитектуры являются электронные ГНСС (Galileo и EGNOS), усовершенствованный сервис Loran (eLoran) и дальномерный режим (R-Mode) УКВ-системы обмена данными (VDES), а также дополненный специфическими разработками алгоритма автономного мониторинга целостности морского приёмника (M-RAIM);
  • Locata или аналогичная локальная система позиционирования должна быть внедрена в портах Великобритании для обеспечения резервного копирования контейнерных операций;
  • Сервис спутникового хронометража и локации компании Satelles может иметь потенциал, но его полезность для морских перевозок ещё не доказана.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~NVEeI
11.07.2025
Стремительное развитие беспилотных летательных аппаратов на малой высоте в качестве нового вида транспорта стало мощным стимулом для развития рынка. Однако появление беспилотников «чёрного полёта», которые не передают информацию о своём местоположении, создало новые риски для безопасности гражданской авиации, защиты частной жизни граждан и других аспектов общественной безопасности.
10.07.2025
Новостной сайт Физического института имени П.Н. Лебедева Российской академии наук информирует о том, что учёные института успешно завершили испытания 50-кубитного квантового компьютера, разработанного на основе технологии холодных ионов.
10.07.2025
По данным, полученным от Космического командования США, новый российский космический аппарат серии «Космос», который находится на низкой околоземной орбите, находится в опасной близости от неизвестного американского правительственного спутника.  Американские военные опасаются, что космические аппараты «Космос» могут быть использованы в качестве противоспутникового оружия (ASAT).
09.07.2025
Китай представил новый тип усовершенствованной графитовой бомбы — нелетальное, но очень разрушительное оружие, предназначенное для вывода из строя электростанций и погружения больших территорий во тьму, при этом не вызывая физических разрушений.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.