Технологии

ЕС разворачивает орбитальную группировку для защиты правительственной связи

21 Февраля 2023
ЕС разворачивает орбитальную группировку для защиты правительственной связи

Новая сеть европейских телекоммуникационных спутников IRIS будет активна с 2024 года после того, как в прошлый вторник Европарламент дал проекту зелёный свет.

Бюджет в размере 2,4 млрд евро позволит ЕС создать инфраструктуру для обеспечения устойчивости, взаимосвязи и безопасности с помощью спутников IRIS, первой в Европе многоорбитальной спутниковой группировки. Новые спутники должны обеспечить безопасную коммуникационную инфраструктуру для правительственных органов и агентств ЕС, служб экстренной помощи и европейских делегаций.

Схема должна обеспечить автономию ЕС в области защищённых правительственных коммуникаций.

Спутниковая связь становится стратегическим активом как для правительств, так и для гражданского общества в контексте двойного цифрового и экологического перехода. Предполагается, что, дополняя наземные сети, она будет способствовать бесперебойной цифровой связи, даже когда такие сети отсутствуют или нарушены.

Сегодня в ЕС нет специальной инфраструктуры (включая космический и наземный сегменты), которая позволила бы предлагать услуги спутниковой связи правительствам, экономике и гражданскому обществу. Несколько глобальных партнёров и конкурентов из ЕС вкладывают средства в такие возможности. 15 февраля 2022 года Еврокомиссия представила предложение по повышению устойчивости услуг связи ЕС за счёт разработки и эксплуатации многоорбитальной инфраструктуры связи (с космическим и наземным сегментами) на основе модели государственного партнёрства.

Глобальная спутниковая связь становится стратегическим активом безопасности, надёжности и устойчивости. Поэтому ЕС решил принять срочные меры для обеспечения гарантированного неограниченного доступа.

Внедрение IRIS будет осуществляться поэтапно с целью предоставления первоначальных услуг в 2024 году и достижения полной эксплуатационной готовности к 2027 году.

Определённый вклад ожидается от частного сектора. Помимо оптимизации затрат, которые предлагает программа (например, разделение рисков проектирования, разработки и развёртывания с частным сектором), при этом гарантируя безопасность и доступность государственных услуг (ЕС будет владеть частью системной инфраструктуры, связанной с безопасностью), ожидается, что создание концессии создаст благоприятную среду для разработки инновационных решений, в том числе за счёт привлечения участников экосистемы «Новое пространство».

Опираясь на квантовую криптографию через Европейскую инфраструктуру квантовой связи (EuroQCI) и повышенную кибербезопасность в силу безопасного подхода к инфраструктуре, система обещает обеспечить достаточный уровень безопасности для своих пользователей.

Ожидается, что выделенная полезная нагрузка на борту предполагаемой системы улучшит и расширит возможности и услуги других компонентов Союзной космической программы.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам European Commission website
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~Ln7dP
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.