Технологии

Эксперт: Соглашение о взаимодополняемости ГЛОНАСС и «БейДоу» - шаг к единой международной ГНСС

9 Февраля 2022
Эксперт: Соглашение о взаимодополняемости ГЛОНАСС и «БейДоу» - шаг к единой международной ГНСС

Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения взаимодополняемости ГЛОНАСС и «БейДоу» в части синхронизации шкал времени, подписанное между Россией и Китаем в рамках визита президента РФ Владимира Путина в КНР, является одним из шагов к единой международной ГНСС, а также совместимости и эффективного взаимодействия российской и китайской навигационных систем. Об этом рассказал в беседе с журналом «Вестник ГЛОНАСС» начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексей Муравьев.

4 февраля было пописано Соглашение между Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» (Российская Федерация) и Комиссией по китайской спутниковой навигационной системе (Китайская Народная Республика) о сотрудничестве в области обеспечения взаимодополняемости глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и «БейДоу» в части системных шкал времени. 

Как прокомментировал Алексей Муравьев, уже давно существует и успешно развивается концепция единой международной ГНСС. Входящими в состав этой ГНСС первоначально рассматривались две системы: ГЛОНАСС и GPS. По мере развертывания «Галилео» и «БейДоу», а также региональных систем, таких как WAAS, EGNOS, QZSS, GAGAN, СДКМ, концепция единой ГНСС расширялась и модернизировалась. Во многом этому способствовала работа Комитета ООН по ГНСС и других международных организаций, например, морской (ИМО) и по гражданской авиации (ИКАО). 

По словам эксперта, важнейшим аспектом этой международной деятельности является взаимодополняемость навигационных систем. Без взаимодополняемости, а также совместимости систем не может быть эффективного взаимодействия, не может быть единой международной ГНСС. 

«Безусловно, за счет объединения систем можно добиться повышения качества навигационного обслуживания. Но такое объединение только тогда целесообразно, когда в его основе лежит всесторонняя взаимодополняемость. В такой высокотехнологичной области, как спутниковая навигация, нет мелочей. Важно все: и эфемеридное обеспечение, и работа наземной инфраструктуры, и состояние орбитальных сегментов, и качество функциональных дополнений. А первую скрипку играет взаимодополняемость системных шкал времени. Без этого все остальное – пустой звук», - сказал он.

Муравьев отметил, что именно поэтому новая инициатива в российско-китайском сотрудничестве в спутниковой навигации направлена на совершенствование взаимодействия наших ГНСС по вопросам временной синхронизации. Это, по его словам, первостепенные и важнейшие вопросы. 

Уже существует целая система международных нормативных документов практически по всем вопросам функционирования ГНСС. Но системы развиваются, поэтому нормативная база тоже не должна стоять на месте, требуется ее постоянное и неуклонное развитие. Сейчас и РФ, и КНР взят курс на модернизацию ГНСС, на развертывание спутников «Глонасс» нового поколения («Глонасс-К2») и на реализацию третьего поколения ГНСС «БейДоу». 

«Это перспективы на 5-10 лет, но для того, чтобы они успешно воплощались в жизнь надо уже сейчас упорно работать рука об руку, в том числе, по взимодополняемости не только существующих, но и перспективных систем. А поскольку взаимодополняемость ГНСС не ограничивается только временем и представляет собой многокомпонентную задачу, включающую разные стороны развития передовых навигационных технологий, в первую очередь прикладных, то нам предстоит сложная и упорная работа. Эта работа уже началась и продолжается, несмотря на ограничения, вызванные пандемией, в рамках деятельности российско-китайского Комитета проектов по важному стратегическому сотрудничеству в области спутниковой навигации», - подчеркнул собеседник журнала.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~5ZFgf
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.
14.01.2025
Молодые учёные из Тульского государственного университета (ТулГУ) представили инновационный электронный компас, который призван повысить точность навигации движущихся объектов в условиях арктических регионов. Об этом стало известно из сообщения пресс-службы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
13.01.2025
Ученые Пермского Политеха просчитали как необходимо доработать конструкцию ионного двигателя на спутниках, чтобы повысить его надежность. Силовые установки используются для управления ориентацией и положением аппарата в космическом пространстве.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.