Технологии

Эксперт: Соглашение о взаимодополняемости ГЛОНАСС и «БейДоу» - шаг к единой международной ГНСС

9 Февраля 2022
Эксперт: Соглашение о взаимодополняемости ГЛОНАСС и «БейДоу» - шаг к единой международной ГНСС

Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения взаимодополняемости ГЛОНАСС и «БейДоу» в части синхронизации шкал времени, подписанное между Россией и Китаем в рамках визита президента РФ Владимира Путина в КНР, является одним из шагов к единой международной ГНСС, а также совместимости и эффективного взаимодействия российской и китайской навигационных систем. Об этом рассказал в беседе с журналом «Вестник ГЛОНАСС» начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексей Муравьев.

4 февраля было пописано Соглашение между Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» (Российская Федерация) и Комиссией по китайской спутниковой навигационной системе (Китайская Народная Республика) о сотрудничестве в области обеспечения взаимодополняемости глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и «БейДоу» в части системных шкал времени. 

Как прокомментировал Алексей Муравьев, уже давно существует и успешно развивается концепция единой международной ГНСС. Входящими в состав этой ГНСС первоначально рассматривались две системы: ГЛОНАСС и GPS. По мере развертывания «Галилео» и «БейДоу», а также региональных систем, таких как WAAS, EGNOS, QZSS, GAGAN, СДКМ, концепция единой ГНСС расширялась и модернизировалась. Во многом этому способствовала работа Комитета ООН по ГНСС и других международных организаций, например, морской (ИМО) и по гражданской авиации (ИКАО). 

По словам эксперта, важнейшим аспектом этой международной деятельности является взаимодополняемость навигационных систем. Без взаимодополняемости, а также совместимости систем не может быть эффективного взаимодействия, не может быть единой международной ГНСС. 

«Безусловно, за счет объединения систем можно добиться повышения качества навигационного обслуживания. Но такое объединение только тогда целесообразно, когда в его основе лежит всесторонняя взаимодополняемость. В такой высокотехнологичной области, как спутниковая навигация, нет мелочей. Важно все: и эфемеридное обеспечение, и работа наземной инфраструктуры, и состояние орбитальных сегментов, и качество функциональных дополнений. А первую скрипку играет взаимодополняемость системных шкал времени. Без этого все остальное – пустой звук», - сказал он.

Муравьев отметил, что именно поэтому новая инициатива в российско-китайском сотрудничестве в спутниковой навигации направлена на совершенствование взаимодействия наших ГНСС по вопросам временной синхронизации. Это, по его словам, первостепенные и важнейшие вопросы. 

Уже существует целая система международных нормативных документов практически по всем вопросам функционирования ГНСС. Но системы развиваются, поэтому нормативная база тоже не должна стоять на месте, требуется ее постоянное и неуклонное развитие. Сейчас и РФ, и КНР взят курс на модернизацию ГНСС, на развертывание спутников «Глонасс» нового поколения («Глонасс-К2») и на реализацию третьего поколения ГНСС «БейДоу». 

«Это перспективы на 5-10 лет, но для того, чтобы они успешно воплощались в жизнь надо уже сейчас упорно работать рука об руку, в том числе, по взимодополняемости не только существующих, но и перспективных систем. А поскольку взаимодополняемость ГНСС не ограничивается только временем и представляет собой многокомпонентную задачу, включающую разные стороны развития передовых навигационных технологий, в первую очередь прикладных, то нам предстоит сложная и упорная работа. Эта работа уже началась и продолжается, несмотря на ограничения, вызванные пандемией, в рамках деятельности российско-китайского Комитета проектов по важному стратегическому сотрудничеству в области спутниковой навигации», - подчеркнул собеседник журнала.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~5ZFgf
18.09.2025
Военные США делают ставку на некосмические альтернативы GPS (ГНСС США), выделяя новое финансирование на разработку и тестирование рабочих прототипов устройств на основе квантовых технологий, которые не зависят от легко подавляемых сигналов со спутников.
18.09.2025
В течение многих лет спутниковые датчики передавали огромное количество изображений на Землю, где аналитики затем отбрасывали изображения, скрытые облаками, определяли природные особенности или объекты и передавали изображения клиентам. Весь процесс занимал несколько дней. В последнее время компании сократили время до нескольких часов — или даже меньше — благодаря частому контакту с наземными станциями.
15.09.2025
Соединить миллиарды транзисторов в интегральную схему на современном уровне технологий достаточно просто. Соединить даже два кубита так, чтобы изменение квантового состояния одного влияло на состояние другого, – нетривиальная задача. Такое соединение кубитов называется запутанностью. Впрочем, некоторые российские физики предпочитают термин «перепутанность».
12.09.2025
В настоящее время активно идет процесс цифровизации, который включает внедрение Интернета вещей (IoT), автоматизацию и дистанционное управление. Этот переход обусловлен необходимостью устранения разрозненности, обеспечения взаимодействия и актуализации используемых данных.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.