Технологии

Эксперт об отключении GPS в России: «Проблемы все-таки могут быть»

23 Марта 2022
Эксперт об отключении GPS в России: «Проблемы все-таки могут быть»

В середине марта гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин рассказал о том, что США рассматривают возможность отключения России от GPS. Он добавил, что переживать не стоит, так как в стране есть своя навигационная система - ГЛОНАСС. Но действительно ли пользователи навигационных услуг не почувствуют прекращение работы GPS на территории России?

Журнал «Вестник ГЛОНАСС» пообщался со специалистом из отечественной космической отрасли, работающим в сфере ГНСС ГЛОНАСС, о том какие могут быть последствия отключения американской GPS, и что необходимо делать, чтобы минимизировать угрозы для навигационной безопасности нашей страны.

Проблема отключения GPS для россиян не так проста, как кажется. 

Во-первых, действительно, подавляющее большинство современных смартфонов оснащены навигационными приемниками, принимающими сигналы GPS и ГЛОНАСС. Кроме того, успешно функционируют еще две глобальные навигационные системы: европейская Galileo и китайская BeiDou. И есть еще несколько национальных и международных региональных спутниковых навигационных систем, способных обеспечивать потребителей навигационной информацией самостоятельно, а также дополнять глобальные системы. Эти системы также используются в современных смартфонах. Поэтому отключение одной даже самой продвинутой системы катастрофы не вызовет. Даже отключение двух систем (например, GPS и Galileo) также не смертельно. 

Во-вторых, ГЛОНАСС самостоятельно может обеспечить решение большинства навигационных задач в интересах широких кругов потребителей.

С учетом этих двух обстоятельств можно сделать вывод о том, что отключение GPS действительно существенно не скажется на работе смартфонов российских пользователей в ближайшей перспективе.

Но, в-третьих, качество навигационной информации системы ГЛОНАСС в одиночном режиме будет значительно снижено особенно в сложных условиях навигации: в городской застройке, в горах и лесах, - за счет затенений и переотражений спутниковых сигналов. Эта проблема в настоящее время с успехом решается за счет использования большого количества спутников совместной группировки всех четырех ГНСС. Понятно, что одна отдельно взятая ГНСС всегда будет в худшем положении, чем четыре вместе. 

Кроме того, следует отметить, что треть навигационных устройств, эксплуатируемых в мире, не работают с ГЛОНАСС. При этом, известны приемники, в которых ГЛОНАСС не работает без GPS, а иногда сигналы ГЛОНАСС даже не поступают в обработку. Масштаб этого явления точно не известен, т.к. соответствующие исследования не проводились.

Вместе с тем, в-четвертых, системе ГЛОНАСС может помочь BeiDou, тем более что и для КНР тоже в нынешних условиях могут отключить GPS и Galileo. А вдвоём уже легче!

Кроме того, в-пятых, ГНСС это не только орбитальные группировки, но и наземные инфраструктуры средств управления и функционального дополнения. Эти инфраструктуры также носят глобальный характер. В первую очередь следует отметить, что они должны быть расположены по всему миру иначе их эффективность будет снижена и неконкурентоспособна по отношению к другим ГНСС с нормально развитой структурой. Особенно это обстоятельство критично для реализации высокоточных режимов навигации, все более широко используемых на транспорте и, например, в робототехнике.

Наконец, в-шестых, целесообразно рассматривать не только отключение GPS, но и противодействие ГЛОНАСС. Например, могут быть организованы помехи и отключения зарубежных объектов наземной инфраструктуры ГЛОНАСС. Тогда все мы почувствуем последствия снижения точности и надежности навигационного обеспечения (сбои, отскоки, потери сигналов и т.д.)

А еще могут быть также реализованы мероприятия по ухудшению работы и даже отключению смартфонов и других навигационных устройств иностранного производства при введении обновлений.

Рассказать обо всех аспектах рассматриваемой проблемы в короткой статье не представляется возможным. Но, как видно, проблема носит широкий и многофакторный характер. Речь идет ни много ни мало о навигационной безопасности нашей страны. В этой связи можно сделать вывод о необходимости проведения соответствующих исследований. И чем скорее, тем лучше, поскольку последствия навигационного противодействия в области спутниковой навигации могут быть очень значительными для нашей экономической системы уже сейчас и особенно в перспективе.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~gcXR6
14.01.2025
Молодые учёные из Тульского государственного университета (ТулГУ) представили инновационный электронный компас, который призван повысить точность навигации движущихся объектов в условиях арктических регионов. Об этом стало известно из сообщения пресс-службы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
13.01.2025
Ученые Пермского Политеха просчитали как необходимо доработать конструкцию ионного двигателя на спутниках, чтобы повысить его надежность. Силовые установки используются для управления ориентацией и положением аппарата в космическом пространстве.
28.12.2024
Глобальные навигационные спутниковые системы достигли значительного прогресса в наблюдении за Землёй. Четыре ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo) теперь доступны по всему миру. Эти системы широко используются в позиционировании, навигации и синхронизации (PNT).
26.12.2024
Ученые МФТИ разработали программу для формирования высококачественных изображений космических объектов, что улучшит мониторинг околоземного пространства и навигацию в космосе. Об этом сообщили в Центре научной коммуникации МФТИ.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.