Технологии

Эксперт о «зрении» современных беспилотных машин

16 Ноября 2022
Эксперт о «зрении» современных беспилотных машин

Беспилотные автомобили должны быть полностью автономны и безопасны для того, чтобы войти в повседневную жизнь людей. Выпускник Геофизического Отделения Геологического факультета МГУ, журналист Олег Горяйнов рассказал в статье журнала «Вестник ГЛОНАСС» о том, как «видят» окружающий мир беспилотные авто.

Он отметил, что ориентироваться в пространстве и дорожном движении беспилотникам помогают датчики двух видов: пассивные и активные. «Пассивные датчики обнаруживают существующую в окружающем пространстве энергию, такую как свет или излучение, отразившееся от объектов вокруг. Первыми датчиками, которые использовались в автономном транспорте, были цифровые камеры», - сказал эксперт.

При этом, в отрасли считаются, что автомобили, которые полагаются только на пассивные оптические датчики, достаточно безопасны для использования в городах. Основная проблема пассивных датчиков, как отмечает Олег Горяйнов, – недостаточная работоспособность при слабом освещении или при плохих погодных условиях. Поэтому разработчики беспилотников не стали полагаться полностью на данные, получаемые с камер, и подключили активные датчики.

«В отличие от пассивных, активные датчики имеют источник передачи сигнала и используют принцип времени пролёта для обнаружения окружающей среды. Другими словами, они посылают свой собственный электромагнитный сигнал и воспринимают его отражение. Эти датчики уже используются в автомобильных продуктах уровня 1 или 2, например, для помощи в удержании полосы движения», - рассказал эксперт.

К активным датчикам относятся: радары, лидары и сонары. Radar (RAdio Detection And Ranging) использует радиоволны для измерения дальности, являя собой, по сути, радиолокатор. Основные преимущества радара – его надёжность, низкая стоимость и устойчивость к слабому освещению и плохим погодным условиям. Однако радар может обнаруживать объекты только с низким пространственным разрешением и без достаточной информации о пространственной форме объекта, поэтому различение нескольких объектов или разделение объектов по направлению прибытия может быть затруднено.

Ультразвуковые датчики (также называемые SONAR; Sound NAvigation Ranging) используют ультразвуковые волны для измерения дальности и на сегодняшний день являются самыми дешёвыми из этих систем. На сонар легко воздействуют неблагоприятные условия окружающей среды, такие как дождь и пыль.

Lidar (лидар, Light Detection And Ranging) использует свет в виде импульсного лазера. Датчики лидар могут обнаружить объекты и их движение, чтобы создать трёхмерную карту с радиусом действия до 250 м. Лидар, как правило, даёт очень

подробную картинку окружающего мира, которая позволяет рассмотреть даже различные текстуры поверхности и довольно мелкие детали проезжающих автомобилей. Лидар способен видеть такие вещи, как выбоины (ямы) и крышки люков на дороге.

«Когда движение BLM потребовало запретить разработки автономных автомобилей из-за того, что, согласно исследованию Технологического института Джорджии от 2019 года, AV будут замечать на дороге только белых пешеходов, именно лидар успокоил возмущённые чернокожие массы и спас беспилотные технологии. Было объявлено, что лидар в состоянии различить негра на велосипеде даже в полной темноте», - отметил эксперт.

Система имеет только один минус - цена, на сегодняшний момент лидар доступен не всем.

Полную версию статьи читайте в журнале «Вестник ГЛОНАСС».

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~A30fJ
18.04.2024
Космическая сфера становится всё более перегруженной и спорной, поэтому военные осознают роль, которую инновации и возможности частного сектора будут играть в стремлении достигнуть превосходства США в космосе. Используя скорость, гибкость и технологические достижения коммерческих партнёров, космические силы стремятся создать более устойчивую, распределённую и эффективную космическую архитектуру, которая сможет сдерживать противников и поддерживать объединённые силы по всему спектру конфликтов.
15.04.2024
В ходе СВО противник активно использует терминалы американской коммерческой многоспутниковой системы связи Starlink, несмотря на то, что изначально эта система создавалась исключительно для гражданского пользования. Применение ВСУ коммерческих диапазонов частот создает трудности для наших военных, но стоящие на вооружении войск РЭБ системы способны подавлять действие иностранной аппаратуры. Об этом заявил начальник войск радиоэлектронной борьбы Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Юрий Ласточкин.
12.04.2024
Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ) Росстандарта ведут работы по изготовлению опытных образцов отечественного гравиметра «Пешеход». Проект реализуется в рамках программы импортозамещения. Прибор позволит решать геологические, инженерно-изыскательные и навигационные задачи, в том числе в труднодоступных регионах Арктики и Дальнего Востока.
10.04.2024
Точный и надёжный сигнал ГНСС лежит в основе многих передовых систем помощи водителю (ADAS) и автономных транспортных средств (AV), но системные уязвимости в приёмниках могут помешать этой технологии полностью реализовать свой потенциал. Проблемы варьируются от повседневных раздражающих отражений в городских кварталах до злонамеренных кибератак. По мере развития системы связи «автомобиль ко всему» (V2X) этим системам потребуется более высокая степень защиты.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.