Эксперт: Необходим системный подход в формировании нормативной базы применения БПЛА

Сегодня в России отсутствует системный подход в формировании нормативно-правовой базы применения беспилотной авиации. Требуется определить основные цели и синхронизировать работу отдельных ведомств, такое мнение выразил генеральный директор Ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев в ходе форума «Российская современная авионика-2024».
По его словам, сегодня беспилотные технологии становятся все более доступными, расширяется сценарий их применения, меняются сущность использования дронов и возникающие риски, при этом правила их использования остаются прежними.
«На мой взгляд, у нас сегодня в регулировании отсутствует системный и комплексный подход. Есть несколько направлений регулирования: допуск к деятельности, к профессии и тд. Каждая ветвь регулирования ведется отдельными ведомствами, фоивами вне взаимосвязанности … У нас не идентифицированы цели регулирования. Цель – чтобы государство могло определить ответственного за причинение вреда, если вред причинен, и определить собственника, если «железка» упала», - сказал Бабинцев.
На данный момент в России наблюдается большое количество дублирующихся процедур в сфере регулирования БПЛА, а также чрезмерная бюрократизация. Кроме того, необходимо четко идентифицировать существующие барьеры. Тогда будет понятна необходимость принятия той или иной нормы.
«В беспилотной авиации всего две проблемы: отсутствие надежных отечественных беспилотников. У нас хорошие инженеры, но мы долго внедряем в практику хорошие решения, нет комплектующих. Вторая проблема - отсутствие возможности масштабного применения беспилотников», - отметил эксперт.
Он привел пример агросектора, где, как ожидается, к 2030 году проникновение беспилотных технологий будет около 25% (сегодня - 2%). Так беспилотный опрыскиватель весом в 45 кг, который летает в зоне видимости, должен быть сертифицирован, на что тратятся долгие месяцы и сотни млн рублей. При этом дрон массой 30 кг уже сегодня может лететь в общем воздушном пространстве. Требования по допуску отсутствуют. С одной стороны - избыточные процедуры, с другой стороны - нерегулируемые риски.
«Сегодня регулятор, индустрия и структуры, которые реализуют нацпрограммы – лебедь, рак и щука. Каждый обладает набором собственных компетенций, взглядов. Но мы пока не синхронизированы между собой», - заключил он.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал