Технологии

Эксперт: Необходим системный подход в формировании нормативной базы применения БПЛА

8 Мая 2024
Эксперт: Необходим системный подход в формировании нормативной базы применения БПЛА

Сегодня в России отсутствует системный подход в формировании нормативно-правовой базы применения беспилотной авиации. Требуется определить основные цели и синхронизировать работу отдельных ведомств, такое мнение выразил генеральный директор Ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев в ходе форума «Российская современная авионика-2024».

По его словам, сегодня беспилотные технологии становятся все более доступными, расширяется сценарий их применения, меняются сущность использования дронов и возникающие риски, при этом правила их использования остаются прежними.

«На мой взгляд, у нас сегодня в регулировании отсутствует системный и комплексный подход. Есть несколько направлений регулирования: допуск к деятельности, к профессии и тд. Каждая ветвь регулирования ведется отдельными ведомствами, фоивами вне взаимосвязанности … У нас не идентифицированы цели регулирования. Цель – чтобы государство могло определить ответственного за причинение вреда, если вред причинен, и определить собственника, если «железка» упала», - сказал Бабинцев.

На данный момент в России наблюдается большое количество дублирующихся процедур в сфере регулирования БПЛА, а также чрезмерная бюрократизация. Кроме того, необходимо четко идентифицировать существующие барьеры. Тогда будет понятна необходимость принятия той или иной нормы.

«В беспилотной авиации всего две проблемы: отсутствие надежных отечественных беспилотников. У нас хорошие инженеры, но мы долго внедряем в практику хорошие решения, нет комплектующих. Вторая проблема - отсутствие возможности масштабного применения беспилотников», - отметил эксперт.

Он привел пример агросектора, где, как ожидается, к 2030 году проникновение беспилотных технологий будет около 25% (сегодня - 2%). Так беспилотный опрыскиватель весом в 45 кг, который летает в зоне видимости, должен быть сертифицирован, на что тратятся долгие месяцы и сотни млн рублей. При этом дрон массой 30 кг уже сегодня может лететь в общем воздушном пространстве. Требования по допуску отсутствуют. С одной стороны - избыточные процедуры, с другой стороны - нерегулируемые риски.

«Сегодня регулятор, индустрия и структуры, которые реализуют нацпрограммы – лебедь, рак и щука. Каждый обладает набором собственных компетенций, взглядов. Но мы пока не синхронизированы между собой», - заключил он.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~knGA7
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.
14.01.2025
Молодые учёные из Тульского государственного университета (ТулГУ) представили инновационный электронный компас, который призван повысить точность навигации движущихся объектов в условиях арктических регионов. Об этом стало известно из сообщения пресс-службы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
13.01.2025
Ученые Пермского Политеха просчитали как необходимо доработать конструкцию ионного двигателя на спутниках, чтобы повысить его надежность. Силовые установки используются для управления ориентацией и положением аппарата в космическом пространстве.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.