Технологии

Эксперт: Частные космические компании серьезно усугубили проблему космического мусора

3 Апреля 2023
Эксперт: Частные космические компании серьезно усугубили проблему космического мусора

Деятельность частных космических компаний, которые бесконтрольно запускают малые спутники, серьезно усугубила проблему космического мусора на околоземной орбите, сообщил в эфире передачи Российского радиоуниверситета ведущий инженер Института прикладной математики им. Келдыша Виктор Воропаев.

По его словам, анализ космической деятельности начиная с 1957 года показывает плавный рост кривой замусоренности орбит. Однако развитие ситуации до начало 2000-х гг не вызывало особых опасений. При монотонном росте космических запусков, который наблюдался до начала 2000-х гг, до бесконтрольного разрушения спутников на орбите из-за умножения космических обломков было далеко.

«Но то, что мы увидели в последние два года нельзя охарактеризовать иначе как околоземная анархия. В космос прорвались частники … На рынке появилось большое количество возможностей для бюджетной сборки и запуска малых спутников в формате «кубсат». Появилось большое количество частных компаний, которые сами разрабатывают, запускают и используют малые КА, в основном ДЗЗ и радиолокационные, в интересах других частных компаний. Все это привело к бурному росту и большому количеству объектов, выводимых в космос. В 2022 году кривая резко скакнула вверх, был установлен абсолютный рекорд по количеству успешных запусков. Сейчас по 2023 году уровень не снижается», - сказал эксперт.

Как в свою очередь рассказала старший инженер, главный конструктор составной части Автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве (АСПОС ОКП) Елена Павлова, на геостационарной орбите сегодня насчитывается около 3 тысяч космических объектов из них всего 568 активных космических аппаратов, порядка 2500 объектов - объекты космического мусора. На высокоэлекптической орбите находится более 5 тысяч, из них всего лишь 30 активных КА. На средневысокой орбите насчитывается около 1500 объектов в целом, из них всего 103 активных КА.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~xwzac
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.