Технологии

Беспилотные автомобили с искусственным интеллектом: чем хороши и чем проблематичны?

17 Июля 2023
Беспилотные автомобили с искусственным интеллектом: чем хороши и чем проблематичны?

Беспилотные автомобили (AV) весьма популярны в мире технологий и транспорта, и на то существуют веские причины. Потенциальные преимущества этих транспортных средств известны: от повышения безопасности до уменьшения пробок на дорогах. Однако, как в любой новой технологии, существуют и потенциальные недостатки, которые нельзя не учитывать.

Насколько эта технология далека от того, чтобы стать частью нашей повседневной жизни?

Технологические инновации обычно предлагаются для того, чтобы сделать нашу жизнь лучше и проще, и это также относится к AV. Важно оценить плюсы и минусы AV, прежде чем полностью использовать эту технологию.

Вот некоторые из потенциальных преимуществ, которые AV могут принести обществу:

Повышение безопасности. Эти автомобили оснащены передовыми датчиками и технологиями, которые могут помочь предотвратить несчастные случаи, вызванные человеческим фактором.

Уменьшить заторы трафика благодаря возможности общаться друг с другом, чтобы распознавать инфраструктуру трафика, чтобы оптимизировать поток трафика и уменьшить заторы.

Повысить мобильность людей, которые не могут водить машину, обеспечить повышенную мобильность для людей с ограниченными возможностями, пожилых людей и детей.

Повысить продуктивность. Беспилотные автомобили позволяют пассажирам использовать свое время в дороге для работы, развлечений или отдыха.

Уменьшить загрязнение воздуха благодаря оптимизации скорости и маршрута для сокращения выбросов. Они вообще могут быть электромобилями.

Есть также некоторые минусы, которые следует учитывать:

Это приведёт к потере работы для водителей грузовиков и такси, а также других рабочих мест, связанных с транспортной отраслью.

Они уязвимы для взлома и кибератак, которые могут поставить под угрозу безопасность пассажиров и других лиц на дороге.

Беспилотные автомобили собирают большое количество данных о пассажирах и их окружении, которые можно использовать для наблюдения или других целей.

AV дороже, чем традиционные автомобили, что может ограничить их доступность для некоторых слоёв населения.

Их создателям всё ещё предстоит решить некоторые технические проблемы, такие как преодоление сложных погодных условий и навигация по строительным площадкам и другим сложным средам.

Юридические и нормативные проблемы. Использование AV поднимает юридические и нормативные вопросы, например, кто несёт ответственность в случае аварии.

Зависимость: люди могут стать слишком зависимыми от беспилотных автомобилей и потерять навыки вождения, что может вызвать проблемы в случае возникновения чрезвычайной ситуации или технических проблем с автомобилем.

Есть несколько компаний, разрабатывающих «мозг» или систему управления для беспилотных автомобилей, в том числе Яндекс, КамАЗ, «Вайомо»,«Тесла», «Круиз Аутомэйшн», «Байду», BMW, «Форд» и «Убер». Существуют и другие разработчики.

«Тесла» не была первой компанией, разработавшей автомобили с автоматическим управлением, но она одной из первых внедрила полуавтономные функции в свои автомобили с «Автопилотом».

Эта система считается автоматизацией уровня 2, что означает, что она может помочь с управлением и торможением, но по-прежнему требует участия и внимания человека.

Другие компании давно работают над технологиями автономного вождения и считаются находящимися на более продвинутой стадии разработки полностью самоуправляемых автомобилей.

Первое, что следует отметить в программном обеспечении полного самостоятельного вождения FSD — это то, что оно не делает автомобиль полностью самоуправляемым. Однако способностей у него не меньше. Оно может распознавать знаки остановки и светофоры, въезжать на шоссе и съезжать с него, менять полосу движения и даже парковаться.

Эта нейронная сеть эмулирует функции человеческого мозга, используя изображения для анализа своего окружения и принятия относительно сложных решений о вождении. Но неправильно называть его автономным, поскольку он постоянно требует полного внимания водителя. Недавняя бета-версия FSD, хотя и продемонстрировала некоторые новые довольно впечатляющие способности, но и разочаровала публику непонятными решениями и ошибками, будучи неспособной выполнять некоторые основные задачи вождения.

Прогресса в области искусственного интеллекта для автономного вождения добились многие компании, но им предстоит ещё пройти долгий путь, чтобы убедить всех в своей безопасности.

На пути коммерциализации и использования AV в больших масштабах всё ещё существует серьёзное препятствие: регулирующие органы. Изображения AV, сталкивающихся с припаркованными транспортными средствами или столбами, ошибочно принимающих знаки или неспособных объехать бетонные барьеры впереди, вызывают усиление контроля со стороны регулирующих органов, поднимая серьёзные вопросы о том, насколько безопасно было бы наводнить улицы беспилотными транспортными средствами.

Понятно, что широкое распространение AV ещё требует решений, как технических, так и юридических. Тем не менее, вполне вероятно, что безопасные AV рано или поздно станут частью нашей жизни. Вероятно, задолго до того, как первые поселенцы начнут колонизацию Марса, мы будем совершать дальние поездки на беспилотных автомобилях, дремать, мечтать или смотреть фильмы на заднем сиденье, пока полностью разработанное программное обеспечение для автономного вождения безопасно доставит нас куда надо по одной из тысяч автомагистралей, которые мы уже построили на нашей планете.

Придется подождать немного больше, чем казалось…


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~HOiCF
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.