Технологии

Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» о недостатках российской навигационной системы

11 Декабря 2023
Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» о недостатках российской навигационной системы

Развитие отечественной навигационной системы ГЛОНАСС не останавливается. Летом этого года с космодрома Плесецк был запущен новейший навигационный спутник «Глонасс-К2» №13Л производства «ИСС им. Решетнева». Таким образом российская группировка теперь включает 26 аппаратов «Глонасс». Однако в развитии орбитального и наземного сегментов до сих пор сохраняются определенные недостатки. Об этом говорится в докладе исполнительного директора Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» Владимира Климова.

Среди недостатков ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo) отмечается плохой прием спутниковых сигналов в лесистых и горных местностях, в условиях плотной высотной городской застройки, а также внутри зданий. Кроме того, навигационные сигналы подвержен помехам и спуфингу: локальные помехи небольшой мощности могут затруднить/сделать невозможным координатно временные определения по сигналам ГНСС. Также характеристики гарантируемой точности, целостности и доступности ГНСС не в полной мере отвечают требованиям некоторых видов потребителей.

Среди недостатков функциональных дополнений российской системы отмечаются: отсутствие двойного покрытия территории РФ каналами доставки корректирующей информации и информации целостности в текущий момент , а также отсутствие в текущий момент каналов доставки высокоточной эфемеридно-временной информации. Кроме того, не обеспечивается доступность сигналов спутников на геосинхронной орбите в Арктике, на севере страны, в мегаполисах и в горных районах. Также не обеспечивает совместимость с инфраструктурой наземного комплекса управления ГЛОНАСС.

Недостатки радионавигационных систем России, системы Loran, DME, системы СДВ-, ДВ-, СВ- и УКВ-диапазонов: ограничены дальностью распространения радиоволн и пропускной способностью, а также неустойчивы к средствам огневого поражения. Кроме того, системы СДВ-, ДВ-, СВ- и УКВ-диапазонов уступают по точности ГНСС.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~teeu9
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.