Отчёты о мероприятиях

XVI Навигационный форум: Роскосмос подключит смартфоны россиян к спутниковой связи

20 Апреля 2023
XVI Навигационный форум: Роскосмос подключит смартфоны россиян к спутниковой связи

13 апреля в ЦВК «Экспоцентр» состоялся XVI международный навигационный форум и конгресс «Сфера». Событие посетило более 1200 человек из России, Китая, Беларуси, Ирана, Шри-Ланки, Филиппин, Турции, ОАЭ, Армении, Бахрейна и Бангладеша. Мероприятие посетил Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.

В работе Форума приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ –Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов, первый заместитель председателя Комитета по экономической политике Государственной Думы Денис Кравченко, Его Превосходительство Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран Казем Джалали и заместитель директора Национального центра услуг времени Лу Сяочунь. Модератором пленарной секции выступил исполнительный директор по перспективных программам и науке Госкорпорации «Роскосмос» Александр Блошенко.

Участники пленарной секции приняли участие в обходе выставки технологических решений дочерних предприятий Госкорпорации «Роскосмос» – АО «РЕШЕТНЁВ», АО «Спутниковая система «Гонец», АО «ОКБ «Факел», АО «ЦНИИмаш» и АО «Организация «АГАТ». В ходе обхода Денис Мантуров обратил внимание на высокое качество передовых разработок российских производителей.

Так, на стенде представители АО «Организация АГАТ» сообщили, что в России будет создана ракета космического назначения «Старт-1М», предназначенная для запуска нагрузки с космодромов Плесецк и Восточный. «Комплекс обеспечивает подготовку и проведение запусков КА массой 150-700 килограммов на орбиты высотой 200-1500 километров с космодромов Восточный и Плесецк», – указано в соответствующих материалах о носителе.

Инженеры опытного конструкторского бюро «Факел» продолжают совершенствовать конструкцию двигательной установки, предназначенной для коррекции орбиты и увода космических аппаратов Марафон IoT. Часть деталей планируется создавать с помощью аддитивных технологий. «Цель установки сохранять высокую надёжность при низкой стоимости, при этом конструкторско-технологические службы «Факела» продолжают совершенствовать двигательную установку. Мы ведём работы по внедрению аддитивных технологий в нашу продукцию, к примеру, в этой установке мы ограничились деталями кронштейнов, обеспечивающих крепление двигателя к баку. Мы готовы к серийному производству таких двигательных установок», – подчеркнул генеральный директор АО «ОКБ «Факел» Геннадий Абраменков.

На стенде АО «ЦНИИмаш» сообщили, что к концу 2023 году планируется подготовить аванпроект системы обеспечения безопасности космической деятельности в околоземном пространстве «Млечный путь». «Такие факторы, как передовой технический облик системы, ее масштаб, разнородность технических средств, от наземных до космических, а также необходимость привлечения компетентных организаций-разработчиков, входящих в контур различных федеральных органов исполнительной власти, обусловливают выбор в качестве наиболее предпочтительного варианта программно-целевого планирования федеральный проект», – сказал советник генерального директора АО «ЦНИИмаш» Максим Пеньков.

«Для достижения технологического суверенитета страны нам нужно обеспечить её полное покрытие всеми современными сервисами, имея в виду связь, навигацию, вещание, широкополосный доступ в интернет, дистанционное зондирование Земли. Для этого необходимо развивать наши спутниковые группировки на низких, средних и высокоэллиптических орбитах. Как раз на эти цели, как вы хорошо знаете, сфокусирован федеральный проект «Сфера». И прошлый год был ознаменован началом его практической реализации», – отметил Денис Мантуров на пленарной секции.

Генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов добавил, что Роскосмос «готов вести открытую и конструктивную работу со всеми компаниями, которые хотят прийти на рынок услуг и включиться в процесс создания космических группировок. Роскосмос, как госкорпорация, отвечающая за создание национальной космической группировки, должна играть лидирующую и координирующую роль, чтобы правильно вписать все предложения частных компаний по дополнению национальной группировки теми услугами, которые пока не реализованы. Эта роль исключит дублирование, обеспечит динамику в создании национальной группировки».

Первый заместитель председателя Комитета по экономической политике Государственной Думы Денис Кравченко уточнил, что частный бизнес также готов заниматься развитием космической группировки, но ему необходимы определённые гарантии – это могут быть форвардные контракты, льготные режимы кредитования, преференции режима налогообложения.

Например, в 2023 году Роскосмос приступит к созданию системы подключения мобильных устройств к сети в условиях отсутствия сотовой инфраструктуры. Об этом сообщил исполнительный директор государственной корпорации по перспективным программам и науке Александр Блошенко.

«Подобные проекты называются direct-to-cell («прямо к сотовому»), и сейчас в мире много инициатив, призванных реализовать такую возможность. И Россия присоединяется к гонке». По словам Блошенко, Роскосмос хочет «идти в ногу со временем и заложить необходимые проектные решения для того, чтобы иметь такую систему на низких орбитах и обеспечить качественно новый уровень предоставления услуг массовому потребителю».

Такие проекты должны подкрепить международное взаимодействие. Посол Ирана Джалали Казем заявил, что исламская Республика Иран заявляет о своей готовности развивать мирное сотрудничество в космосе со всеми странами, особенно с Российской Федерацией. И отрадно отметить, что Иран и Россия в последние годы вступили в новый этап взаимодействия в различных сферах сотрудничества в космосе.

Представитель Китайской Народной Республики Лу Сяочунь продолжила международную риторику, отметив, что планы Китая включают разработку и оптимизацию, запуск резервных спутников, повышение производительности системы и непрерывное предоставление качественных пространственно-временных информационных услуг. А также создание комплексной архитектуры PNT с более универсальными, более интегрированными и более интеллектуальными сервисами с использованием BDS в качестве ядра, интегрированного с другими средствами не спутниковой навигации и новыми технологиями для максимального удовлетворения общих потребностей.

После пленарной секции спикеры продолжили общение в кулуарах конгресса, а делегаты форума отправились на другие отраслевые дискуссии – «Рынок спутниковых коммуникаций и перспектив операторского бизнеса», «Развитие систем навигации», «Высокоточная спутниковая навигация», «Состояние и перспективы развития геоинформационных систем», круглый стол «CubeSat» и «Применение навигационных технологий в различных отраслях экономики. Цифровое сельское хозяйство».

В профессиональных обсуждениях принимали участие заместитель генерального директора по стратегическому развитию АО «Организация «Агат» Алексей Пивкин, заведующая научно-исследовательским отделом комплексного развития транспорта ОАО «НИИАТ» Татьяна Михеева, первый заместитель генерального директора АО «Спутниковая система «Гонец» Олег Химочко, начальник управления проектирования космических систем и комплексов связи, ретрансляции информации и специального назначения АО «РЕШЕТНЁВ» Петр Семкин, заместитель генерального конструктора по электрическим системам АО «НПО Лавочкина» Александр Митькин и другие эксперты.

Организатор – Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум»

Экспертные партнеры – НП «ГЛОНАСС» и НТИ «Автонет»

Оператор события – агентство деловых коммуникаций «ПрофКонференции»


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~IsHB2
20.10.2021
Александр Гурко привел интересные аналитические данные. В своем выступлении он уточнил, что к 2022 году количество подключенных автомобилей в мире достигнет 400 000 000, а рынок автомобильных данных к 2030 году составит 600 млрд $. По оценкам Александра Гурко 32% автомобилей будет оборудовано различными системами передачи данных в конце 2021 года, в том числе весь общественный и грузовой транспорт. Также в своем выступлении Александр Олегович рассказал о статусе проекта «Автодата».
09.03.2020
5 марта  2020  года в Российском государственном аграрном университете – МСХА имени К.А. Тимирязева  состоялся XI-й Международный учебно-практический семинар о новинках техники, технологий, материалов и оборудования для агропромышленного комплекса «Агротехника-2020».
04.06.2019
23 мая в Москве состоялась пятая Connected Car Conference. Конференция собрала профильных специалистов Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Уфы, Алматы, Тольятти и других городов из различных направлений автосферы. Среди посетителей – представители компаний «КАМАЗ», «Тойота Банк», «Форт-Телеком», «АВТОВАЗ», LG Electronics Russia, «БМВ Русланд Трейдинг», «Генеральные Мобильные Технологии», СТМ, АО «Лаборатория Касперского», «Метеорологические решения», «Рено Россия», Rohde & Schwarz, «СТКроун Термо», Visa Inc., «Фарватер» и многие другие.
01.05.2019
23-24 апреля 2019 года в стенах ЦВК «Экспоцентр на Красной пресне» состоялся XIII Международный навигационный форум «Искусство навигации в цифровом мире» - мероприятие, ставшее давней традицией навигационных, космических и транспортных отраслей экономики, страховой телематики, умной городской мобильности и транспортно-логистических услуг, центральное место встречи всех участников рынка на протяжении тринадцати лет. Одной из главных тем пленарной дискуссии стало развитие ГНСС - ГЛОНАСС. В частности, сейчас в России идет разработка федеральной целевой программы развития навигационной системы ГЛОНАСС на период 2021-2030 годов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.