Экспертное обозрение по итогам XII Международного навигационного форума
В Москве завершил работу XII Международный Навигационный форум. Ключевое событие года в области коммерческого использования спутниковых навигационных технологий и, прежде всего, российской навигационной системы ГЛОНАСС собрало 1200 делегатов из 400 компаний –представителей отрасли транспортной телематики и спутниковой навигации со всего мира. На мероприятии обозначены новые технические направления, инновационные разработки, пути повышения исследовательских компетенций и экспертный статус ведущих предприятий навигационного рынка. Автонет 2.0, цифровая трансформация отрасли, развитие умных городов и интеллектуальные транспортные системы, подключенная мобильность, цифровые платформы и BigData, «ЭРА-ГЛОНАСС», навигационные решения для IoT (Интернет вещей), применение дронов и беспилотных систем, страховая телематика, геоинформационные системы, геодезия и картография, высокоточное позиционирование, защищенная мобильность, кибербезопасность и блокчейн – эти и еще множество тем активно обсуждались профессионалами отрасли на пленарной дискуссии, круглых столах и сессиях.
Обращаясь к участникам форума Министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов отметил, что использование навигационных технологий сегодня – это важное условие обеспечения безопасности на транспорте и повышения эффективности работы всего транспортного комплекса. «Начаты эволюционные изменения многих видов транспорта, связанные в первую очередь с появлением беспилотных транспортных средств. Нас ждет новая веха транспортной модернизации, сравнимая только с массовой автомобилизацией и появлением пассажирской авиации», – говорит Максим Соколов.
Развитие, конкурентоспособность системы ГЛОНАСС, применение навигационных технологий на ее основе – это один из приоритетов государственной политики Российской России. Применение навигационных технологий на базе отечественной навигационной системы практически во всех отраслях экономики нашей страны является локомотивом их инновационного развития. «Реализация проектов с использованием навигационных технологий на базе системы ГЛОНАСС, таких как система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», система «Платон», мониторинг транспорта и перевозки опасных грузов, высокоточное спутниковое позиционирование позволяют сберечь человеческие жизни, создать качественно новые модели бизнеса, логистики, увеличить поступление платежей в бюджет, обеспечить надежность сооружений, укрепить экологическую безопасность и повысить эффективность отраслей экономики Российской Федерации. Система ГЛОНАСС доказала свою эффективность также в рамках антитеррористической операции в Сирии», – отметил в приветственном слове генеральный директор Государственной корпорации по космической деятельности Игорь Комаров.
«Главное мероприятие российской навигационной и транспортно-телематической отрасли – XII Международный навигационный форум 2018 завершил свою работу. В этом году он объединил первых лиц крупных компаний, экспертов и представителей не только навигационной отрасли, но также транспортной, автомобильной, телематической и IT. Особый интерес вызван тенденциями развития технологий транспорта с высокой степенью автоматизации – одного из основных стимулов роста рынка Автонет», – подчеркнул президент Некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий», со-руководитель рабочей группы НТИ «Автонет», член Совета при Президенте Российской федерации по модернизации экономики и инновационному развитию Александр Гурко. Он отметил, что на площадке форума обсуждались вопросы развития систем спутниковой навигации, новые бизнес-модели, навигация и цифровые технологии в логистике людей и вещей, подведены отраслевые итоги. В кулуарах форума состоялось множество встреч с партнерами, участниками рынка, аналитиками и экспертами.
«Большое внимание уделено нормативному правовому регулированию на рынках Автонет в рамках круглого стола, в котором приняли участие представители проектов рынка транспортно-логистических услуг, интеллектуальной мобильности, телематических и информационных систем. В ближайшее время достигнутые соглашения и договоренности будут воплощаться в жизнь. Спасибо участникам форума за проявленный интерес и высокие результаты взаимодействия!», –добавил Александр Гурко.
Трансформация автомобильного транспорта и развитие новых направлений в первую очередь обусловлены такими факторами, как повышение требований безопасности, экологии, а также предоставление новых возможностей благодаря подключению транспортных средств к интернету. Ключевыми направлениями развития в автомобильной индустрии стали подключенные, автономные и электромобили. К концу 2020 на дорогах России будет более 14 млн подключенных транспортных средств, из которых 3,5 млн грузовых и более 10 млн персональных легковых автомобилей.
По мнению экспертов навигационной отрасли, значительное влияние на ее развитие оказывает цифровизация экономики России. Эксперты уделили много внимания этой теме в своих выступлениях, обозначая, что фурум имеет статус одной из значимых научно-информационных площадок и может рассматриваться в качестве одного из элементов реализации национальной стратегии в этом направлении. «Мировые тренды цифровизации транспортной отрасли полностью или частично находят своё отражение в РФ. Особенно это наблюдается в сфере навигационных технологий, в Умных городах и экономике совместного использования. Освещение трендов в рамках проводимого ежегодно форума позволяет участникам лучше понимать направления развития рынка», – говорит Сергей Ханенков, руководитель проектов ПАО «Ростелеком».
Интеллектуальные транспортные системы – один из приоритетных рынков развития отрасли, в том числе Национальной технологической инициативы (НТИ). «На недавнем заседании Совета по модернизации экономики и инновационному развитию была обновлена «дорожная карта» Автонет. Теперь она фокусируется не только на беспилотном транспорте, но и на развитии транспортно-логистических услуг, телематических информационных систем, интеллектуальной городской мобильности. Выставка «Навитех» позволила продемонстрировать новейшие российские разработки и проекты НТИ в этой сфере», – отметил генеральный директор Российской венчурной компании (РВК) Александр Повалко.
Развитие отечественных навигационных технологий и формирование устойчивого рынка их применения неразрывно связано с государственной политикой в области совершенствования системы ГЛОНАСС, разработкой локализованных решений, адаптацией сферы регулирования к постоянно меняющимся требованиям и условиям. «В этой связи сложно переоценить вклад ежегодного Навигационного форума и выставки «Навитех», как ведущих отраслевых мероприятий, говорит Владимир Климов, исполнительный директор Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум». – Для нас, организаторов, проведение таких важных событий, безусловно, является еще одним шагом к решению первостепенных задач, стоящих перед отраслью. Сегодня создана прочная нормативно-правовая база, регулирующая вопросы использования навигационных технологий в отдельных областях, однако, много еще предстоит сделать с учетом как российского, так и международного опыта».
По словам Алексея Смятских, генерального директора навигационного холдинга СпейсТим, форум нужен навигационный рынку, как уникальная отраслевая площадка для дискуссии, обмена опытом в среде профессионалов. «Приятно видеть, что на форум приехали представители регионов со всей России. Это партнёры, которые каждый день работают с конечным заказчиками. Информация о том, чем живут регионы, всегда представляет большой интерес для нас, вендоров отрасли, и оказывает значительное влияние на формирование продуктовой стратегии и развитие технологий».
Как отметила Юлия Кржешовская, директор департамента по работе с федеральными органами исполнительной власти компании «Техносерв», навигационный форум – это уникальная площадка для демонстрации своей экспертизы российскому сообществу навигационного рынка. «Мы благодарны организаторам за приглашение участвовать в мероприятии и конструктивный диалог – говорит Юлия».
«Навигационный форум – это ключевая площадка для обсуждения тенденций развития навигационного рынка в России, объединяющая всех его участников, начиная с автопроизводителей, заканчивая сервис-провайдерами и конечными потребителями, – убеждена Евгения Пономарева, старший менеджер по работе с клиентами транспортной отрасли Huawei Enterprise Business Group в России. – Форум является одной из наиболее эффективных дискуссионных площадок, именно поэтому мы ежегодно принимаем участие в данном мероприятии».
В этом году Навигационный форум впервые объединен с конференцией «Умное страхование», которая прошла 25 апреля. Такое решение обусловлено пересечением тематик, затрагиваемых на обоих мероприятиях, а также возможностью сконцентрировать на одной площадке всех представителей смежных отраслей, которых объединяет потребность в обсуждении отраслевых проблем и поиска технологических решений с помощью ГНСС. Подобные решения применяются в промышленности, сельском хозяйстве и транспорте, в частности, для транспортных сервисов по новым бизнес-моделям, страховой телематики, беспилотного транспорта.
Конференция «Умное страхование» собрала на площадке страховщиков и разработчиков телематических платформ. Участники Навигационного форума, деятельность которых связана с цифровыми разработками, решениями в области мониторинга, навигации и телематики, получили возможность посетить конференцию и представить свои разработки.