Внедрение

Взлом космических аппаратов больше не фантастика

1 Февраля 2023
Взлом космических аппаратов больше не фантастика

По мере того, как космос становится важным рубежом человеческого господства, спутники всё более важны для функционирования жизни на Земле.

По данным Управления Организации Объединенных Наций по вопросам космического пространства, в настоящее время вокруг Земли вращается 10 352 спутника, из которых 2317 были запущены в прошлом году.

Но, как и любая другая сложная технология, спутники могут быть взломаны. Военные спутники США подвергаются атакам по крайней мере с 2006 года.

В 2007 году независимые повстанцы, связанные с «Тамильскими тиграми» в Шри-Ланке, взломали канал связи спутника США «Интелсат» и использовали его для распространения пропаганды через международные теле- и радиопередачи.

Хакеры также не раз на несколько минут брали под контроль спутник системы наблюдения Земли «Терра ЭОС НАСА».

В 2014 году хакеры успешно вывели из строя метеорологические спутники США примерно на 12 часов.

В прошлом году хакеры даже захватили выведенный из эксплуатации спутник и использовали его для трансляции фильмов. Очевидно, что угроза очень реальна и ставки высоки.

Взлом спутников отличается от взлома обычных IT-систем, поскольку спутниковые сети традиционно используют встроенное программное обеспечение. Это означает, что код создан для работы только на одном, специально разработанном аппаратном обеспечении, а не взаимозаменяемо на тысячах различных типов устройств в традиционных IT -системах.

Однако спутники нового поколения имеют связь с наземными станциями, что делает их уязвимыми для нарушений кибербезопасности.

Мало кто осознаёт, насколько мы зависим от спутников в космосе для поддержки связи, сельского хозяйства, погоды, военных операций, цепочек поставок, нефтяных и финансовых рынков. Жизнь на Земле может очень быстро остановиться, если будут нарушены глобальные системы спутниковой связи.

Глобальная деятельность, связанная с космосом, принесла в 2020 году $447 млрд, поддерживая всё – от навигации транспортных средств до эффективного управления фермами.

Политическая напряжённость также является причиной угрозы кибербезопасности, создаваемой спутниками. Например, мегасообщения спутников Илона Маска могут подвергнуться риску кибератак.

В мае Китай выразил обеспокоенность по поводу военной угрозы, которую представляет созвездие «Старлинк», и подчеркнул необходимость разработки контрмер по уничтожению спутников в случае, если они будут угрожать национальной безопасности страны.

После прошлогоднего взлома «Виасат» в марте ФБР выпустило предупреждение об угрозах спутниковой связи. В июне США также одобрили двухпартийный закон, который предписывал Агентству по кибербезопасности и инфраструктурной безопасности собирать рекомендации по защите коммерческих спутников.

В 2019 году для космического сектора был создан Центр обмена и анализа космической информации для глобального обмена данными об угрозах.

Совсем недавно был создан наблюдательный центр, где представители космической отрасли по всему миру могут отслеживать кибератаки на спутники и другие космические системы.

Кибербезопасность в космосе станет чем-то большим. Существуют механизмы вмешательства, к которым необходимо относиться так же, как вы относитесь к кибербезопасности в любой системе, чтобы гарантировать, что протоколы связи безопасны и не могут быть нарушены.

Поскольку частные компании, такие как «Спейс Икс» и «Блу Ориджин», вступают в космическую гонку, сегодня на орбите находится почти 10 351 спутник, что делает их безопасность приоритетом.

По большей части, похоже, что обеспечение безопасности космической инфраструктуры зависит от правительств.

Одно из решений для защиты спутников от хакеров было представлено ВВС США в 2020 году – ежегодное соревнование по взлому спутников. «Hack-A-Sat» – это соревнование для хакеров, которые должны найти уязвимости в спутниках до того, как до них доберутся киберзлодеи. Мероприятие представляет собой соревнование в режиме реального времени между командами исследователей безопасности, которые соревнуются, чтобы доказать свои навыки взлома в наступлении и обороне.

Системы, которые хакеры пытаются взломать, будут в безопасности на земле.

Для всех желающих попробовать взломать сателлит, отборочный раунд в этом году состоится 1 апреля. Конкурс, если верить его веб-сайту, открыт для всех лиц, национальностей, возрастов, академических учреждений и коммерческих организаций.

Точно так же, как кибербезопасность развивалась в интернете и в других аппаратных средствах, она в конечном итоге будет развиваться и в космосе.

Спутники являются жизненно важной космической инфраструктурой для бесперебойной работы систем на Земле, и их взлом сейчас не просто предмет научной фантастики. Обеспечение их безопасности должно быть на первом месте в повестке дня, поскольку люди всё больше выходят в космос, а политическая напряжённость может распространиться за пределы Земли.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам Metro .co
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~gT31F
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.