В Японии стремятся создать масштабный центр запуска космических аппаратов, используя государственно-частное сотрудничество в космической сфере
Космический бизнес развивается с феноменальной скоростью: ожидается, что объём мирового космического рынка, достигший $469 млрд в 2021 году, к 2040 году достигнет $1 трлн. В этих условиях в космическую отрасль Японии, которая до сих пор являлась сферой бизнеса, находящейся под контролем государства, всё чаще приходят частные компании, в том числе стартапы с передовыми инициативами.
В настоящее время объём космической отрасли Японии оценивается приблизительно в 1,2 трлн иен (около $8,6 млрд). Правительство Японии поставило перед собой цель удвоить этот объём до 2,4 трлн иен (около $17 млрд) к началу 2030-х годов. В рамках этой стратегии космическая отрасль Японии позиционируется как сектор, способствующий экономическому росту страны. Основные направления её политики включают в себя слияние космических технологий с новыми технологическими направлениями, такими как искусственный интеллект и интернет вещей, сотрудничество с другими отраслями промышленности и продвижение космических проектов.
В то время как ожидается, что в будущем различные игроки, от крупных корпораций до малых и средних предприятий и стартапов, будут стимулировать космическую отрасль Японии, NYK Line (Japan Mail Shipping Line), Sompo Japan в составе SOMPO Holdings, ENEOS Holdings, Kyocera, Mitsubishi Logistics и охранная компания LAC объявили о своем участии в космической бизнес-программе GRAVITY Challenge JP компании Deloitte Tohmatsu Group с целью создания новых космических предприятий.
Целью этой программы является развитие новых услуг в космической отрасли путём объединения крупных японских компаний и государственных учреждений, стремящихся решить социальные проблемы, со стартапами, университетами, исследовательскими институтами и другими организациями, предлагающими технологии и решения. В настоящее время ведётся отбор стартапов и исследовательских институтов для сотрудничества с целью начала подготовки к коммерциализации осенью 2023 года.
Пять лет назад в Японии существовало всего около десяти космических стартапов. Сегодня их более 50, и они являются движущей силой развития японской космической отрасли. Японский стартап GITAI, разрабатывающий автономно управляемых роботов для космоса, имеет грандиозную цель — сократить стоимость работы астронавтов, которая эквивалентна $130 000 (около 18 миллионов иен), до одной сотой от стоимости работы универсального робота.
Компания стремительно приближается к воплощению этой идеи в жизнь, подписав контракт с NASA в 2021 году, на пятый год своей деятельности, на проведение успешных экспериментов на МКС, включая сборку солнечных панелей с помощью роботизированного манипулятора S1, разработанного компанией. Это первый случай использования робота для выполнения универсальных работ в космосе.
Компания также разрабатывает лунный робот-ровер, способный проводить научные эксперименты и собирать солнечные панели и другое оборудование на поверхности Луны. Компания рассчитывает использовать его для строительства лунных городов в будущем.
Кроме того, по мере того как преимущества использования космоса распространяются на широкий спектр отраслей, включая распространение интернет-коммуникаций с использованием спутников и создание «суперумного общества» на основе спутниковых данных, спрос на спутники растёт во всём мире. Компания Infostella, занимающаяся сетевыми услугами и поддержкой установки спутниковых наземных антенн, создала наземную станцию в городе Тайки на Хоккайдо для установки и эксплуатации антенн.
Не каждое испытание заканчивается успехом, как это случилось с неудачной первой миссией по высадке на Луну японского стартапа ispace, партнёра Всемирного экономического форума. Однако усилия по развитию новых возможностей в космосе продолжаются. Но максимизировать результаты этих неустанных усилий будет невозможно без совместной работы государственного и частного секторов ради достижения устойчивого развития.
Амбиции стать крупным пусковым хабом Японии в середине 2030-х годов также пока себя не оправдывают. В 2024 году фатально закончились два пути Kairos от компании Space One. Неделю назад – пуск VP01 от тайваньской TiSpace. Только эксперименты, казалось, далекие от космоса Хонда с многоразовой RLV путают все карты и прогнозы.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал
По материалам открытых источников