Внедрение

В России готовится закон об информационных системах автотранспортной телематики

18 Июля 2017
В России готовится закон об информационных системах автотранспортной телематики

В последнее время в Российской Федерации проводятся интенсивные работы по созданию и внедрению информационных систем автотранспортной телематики (далее также - телематических транспортных систем), которые являются одной из форм применения на автомобильном и городском пассажирском транспорте современных и перспективных информационных, телекоммуникационных и навигационных технологий в интересах федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, различных предприятий, организаций и частных пользователей. Однако до настоящего времени, к сожалению, не сформирована полномасштабная нормативная и нормативно-техническая база создания и развития информационных систем автотранспортной телематики. Следствием этого является многократное дублирование работ при разработке различных федеральных, локальных, ведомственных и корпоративных систем, а также несогласованность результатов этих разработок, иначе говоря, низкая эффективность деятельности в данной сфере. Подобная ситуация многократно встречалась при автоматизации различных областей человеческой деятельности и именуется в литературе «лоскутной автоматизацией», а ее результат – «зоопарком систем». Основным способом ликвидации указанной ситуации является переход к централизованной организации, координации, а в необходимых случаях – и управлению созданием и развитием телематических транспортных систем.

В этой связи возникает необходимость регулирования отношений, связанных с созданием и использованием в отечественной практике телематических транспортных систем, а также модернизации отраслевого законодательства и приведения его в соответствие современным и перспективным реалиям, создания единого правового поля для деятельности в области информационных систем на автомобильном и городском пассажирском транспорте Российской Федерации.

Проект Федерального закона устанавливает правовые основы создания, использования и развития информационных систем автотранспортной телематики.

Целью проекта Федерального закона является обеспечение автоматизированного управления дорожным движением, повышение эффективности, безопасности и удобства использования автотранспортных средств, а также снижение вредного воздействия автотранспортных средств на окружающую среду за счет использования информационных систем автотранспортной телематики.

Предмет правового регулирования законопроекта составляют четыре основные группы отношений:

  1. Отношения государственного административного регулирования автотранспортной деятельности, включая вопросы управления дорожным движением с использованием телематических транспортных систем.

  2. Гражданско-правовые отношения в процессе создания и использования телематических транспортных систем: между операторами, пользователями указанных систем, владельцами автотранспортных средств, оснащенных абонентскими телематическими терминалами. 

  3. Отношения в сфере использования телематической информации, связанные с ее получением, обработкой, хранением, передачей, конфиденциальностью, доступом, между обладателями информации, операторами информационных систем и лицами, имеющими право доступа к информации.

  4. Отношения в сфере транспортного процесса, связанные с особенностями движения по дорогам и осуществления перевозок автотранспортными средствами, взаимодействующими с телематическими транспортными системами.

Наибольший эффект от информатизации автомобильного транспорта достигается при выполнении следующих условий:

  • оснащение всех автотранспортных средств абонентскими телематическими терминалами, подключенными к телематическим транспортным системам;

  • передача водителями всех автотранспортных средств в телематические транспортные системы информации о пункте назначения в поездке;

  • обеспечение телематическим транспортным системам возможности оптимального автоматизированного управления дорожным движением, выбора оптимального маршрута движения каждого автотранспортного средства, передавшего в телематическую транспортную систему информацию о пункте назначения в поездке, а также оптимизации использования парков автотранспортных средств для перевозок грузов, пассажиров и решения иных задач;

  • обеспечение телематическим транспортным системам возможности решения всех задач, позволяющих повысить эффективность, безопасность и удобство использования автотранспортных средств, находящихся на территории, обслуживаемой телематической транспортной системой, а также снижение вредного воздействия автотранспортных средств на окружающую среду за счет использования информационных систем автотранспортной телематики;

  • обеспечение эффективности процессов создания, использования и развития государственных и муниципальных информационных систем автотранспортной телематики путем использования единой Национальной архитектуры информационных систем автотранспортной телематики.

В настоящее время большинство информационных систем автотранспортной телематики, создаваемых при государственном участии, ориентированы на использование специально разработанных абонентских телематических терминалов, закрепленных на автотранспортных средствах (бортовые телематические терминалы). Однако темпы оснащения такими терминалами имеют порядок 2-3% от общего количества автотранспортных средств в год. При таких темпах достижение даже пятидесятипроцентного оснащения парка автотранспортных средств потребует нескольких десятилетий, а получение наибольшего эффекта от информатизации автомобильного транспорта отодвигается за пределы обозримой перспективы.

В то же время по данным прессы количество пользователей смартфонов (мобильных радиотелефонов с функцией спутниковой навигации) в России на конец 2016 г. превысило 65 млн. человек, а в 2017 г. прогнозируется превышение уровня 70 млн. человек. Эти уровни заметно превышают количество автотранспортных средств, имеющихся в России (на конец 2016 г. – около 51 млн. единиц). Таким образом, использование смартфонов в качестве абонентских телематических терминалов, подключенных к телематическим транспортным системам, позволяет в короткие сроки достичь полного оснащения автотранспортных средств указанными терминалами.

Однако подавляющее большинство автотранспортных средств – это частные автомобили, для которых установление обязательности подключения к телематическим транспортным системам не представляется возможным. Решение о таком подключении должен принимать владелец (водитель) автотранспортного средства, причем многие водители полагают, что подключение автотранспортного средства к информационным системам создает предпосылки для нарушения неприкосновенности частной жизни. Поэтому целесообразно на законодательном уровне установить, во-первых, меры стимулирования подключения автотранспортных средств к телематическим транспортным системам и, во-вторых, комплекс мер по предотвращению возможностей несанкционированного получения информации о поездках граждан на автотранспортных средствах.

К стимулирующим мерам относится предоставление владельцам и водителям автотранспортных средств, подключенных к телематическим транспортным системам и предоставляющим в эти системы данные о пункте назначения, бесплатного доступа к формируемой в системе информации о текущей и прогнозируемой дорожной обстановке, а также к формируемому в системе оптимальному (рациональному) маршруту движения для каждого из указанных автотранспортных средств.

Для предотвращения возможностей несанкционированного получения информации о поездках граждан на автотранспортных средствах целесообразно в дополнение к общим мерам защиты информации в информационных системах предусмотреть возможность предоставления с борта автотранспортных средств в телематические транспортные системы неидентифицирующей телематической информации, которую нельзя сопоставить с конкретным автотранспортным средством, установить допустимость передачи идентифицирующей телематической информации одним лицом другому лицу только с письменного разрешения обладателя этой информации, запретить ввод и хранение персональных данных в бортовых телематических терминалах, а также обязать операторов телематических транспортных систем и пользователей телематической информации обеспечивать защиту этой информации от несанкционированного доступа.

Обеспечение государственным и муниципальным телематическим транспортным системам возможностей оптимального автоматизированного управления дорожным движением, выбора оптимального маршрута движения каждого автотранспортного средства, передавшего в телематическую транспортную систему информацию о пункте назначения в поездке, а также оптимизации использования парков автотранспортных средств для перевозок грузов, пассажиров и решения иных задач достигается путем создания в составе указанных систем центров управления дорожным движением, оснащенных техническими и программными средствами, позволяющими решать вышеперечисленные задачи.

Обеспечение телематическим транспортным системам возможности решения всех задач, позволяющих повысить эффективность, безопасность и удобство использования автотранспортных средств, находящихся на территории, обслуживаемой телематической транспортной системой, снижение вредного воздействия автотранспортных средств на окружающую среду за счет использования информационных систем автотранспортной телематики, а также обеспечение эффективности процессов создания, использования и развития государственных и муниципальных информационных систем автотранспортной телематики достигается путем использования единой Национальной архитектуры информационных систем автотранспортной телематики, которая может быть представлена в виде совокупности обязательных к исполнению документов по стандартизации.

В соответствии с требованиями п. 4 ст. 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» законопроект устанавливает виды телематической информации, которые должны предоставляться в государственные и муниципальные телематические транспортные системы в обязательном порядке. К ним относятся информация о местоположении автотранспортного средства, его поступательном и вращательном движении, момент времени, на который определены указанные величины, а также габаритная категория автотранспортного средства, необходимая для определения размеров занимаемой им части дороги.

Законопроект устанавливает принципы создания, использования и развития информационных систем автотранспортной телематики, правовые режимы телематической информации и информационных систем автотранспортной телематики, требования к государственным и муниципальным информационным системам автотранспортной телематики, порядок автоматизированного управления дорожным движением с использованием информационных систем автотранспортной телематики, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с созданием и использованием информационных систем автотранспортной телематики, порядок государственного регулирования в сфере создания, использования и развития информационных систем автотранспортной телематики, в том числе использования единой Национальной архитектуры информационных систем автотранспортной телематики, а также изменения, вносимые в Федеральные законы «О стандартизации в Российской Федерации» и «О концессионных соглашениях».

Проект Федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Исполнение предлагаемого Федерального закона повлечет значительные положительные социально-экономические последствия в виде повышения эффективности, безопасности и удобства использования автотранспортных средств, а также снижения вредного воздействия автотранспортных средств на окружающую среду за счет использования информационных систем автотранспортной телематики. Телематические транспортные системы и многие их элементы являются высокотехнологичными изделиями, разработка и производство которых позволит создать новые или развить существующие инновационные предприятия. Информационные системы автотранспортной телематики могут быть предметом экспорта, особенно на рынки развивающихся стран.

Проект Федерального закона относится к сфере реализации государственных программ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах») и «Развитие транспортной системы» (федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)»).

Проект Федерального закона «Об информационных системах автотранспортной телематики и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» состоит из 16 статей.

Статья 1 определяет сферу действия предлагаемого Федерального закона.

В статье 2 описываются основные понятия, используемые в проекте Федерального закона.

Статья 3 устанавливает принципы создания, использования и развития информационных систем автотранспортной телематики.

В статье 4 описывается законодательство Российской Федерации об информационных системах автотранспортной телематики.

Статья 5 определяет правовой режим телематической информации.

В статье 6 устанавливается правовой режим информационных систем автотранспортной телематики.

В статье 7 приводятся требования к государственным и муниципальным информационным системам автотранспортной телематики.

Статья 8 описывает автоматизированное управление дорожным движением с использованием информационных систем автотранспортной телематики.

В статье 9 определяет участников отношений, возникающих в связи с созданием и использованием информационных систем автотранспортной телематики.

В статье 10 описываются операторы информационных систем автотранспортной телематики.

Статья 11 определяет обладателей телематической информации.

Статья 12 описывает государственное регулирование в сфере создания, использования и развития информационных систем автотранспортной телематики.

Статья 13 устанавливает ответственность за правонарушения в сфере автотранспортной телематики.

В статье 14 представлены изменения, вносимые в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации».

Статья 15 определяет изменения, вносимые в Федеральный закон «О концессионных соглашениях».

Статьей 16 определяется срок вступления в силу предлагаемого Федерального закона.

Источник: ОАО «НИИАТ»
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~l1gXr
25.04.2024
Россия будет усиливать космическую группировку арктических спутников для более качественного круглогодичного и круглосуточного мониторинга Севморпути, заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин в рамках коллегии Росгидромета.
24.04.2024
Евросоюз заявил о растущей взаимосвязанности коммунальных предприятий в городах и потенциального риска нанесения широкомасштабного вреда гражданам, если те вдруг станут жертвами кибератак.
23.04.2024
Рынок автострахования – важнейший компонент автомобильной промышленности – защищает водителей от финансовых потерь из-за аварий, краж и других транспортных проблем. По мере изменения поведения потребителей и развития технологий сектор автострахования претерпевает значительные преобразования. Эти изменения влияют не только на то, как страховые продукты разрабатываются и оцениваются, но также на то, как они продаются. Понимание тенденций, формирующих этот рынок, имеет важное значение для страховщиков, стремящихся оставаться конкурентоспособными, и для потребителей, стремящихся сделать осознанный выбор.
19.04.2024
Некоторые организации начинают использовать концепцию «мидстрима » (между восходящим и нисходящим потоком) для категоризации операций космических и наземных систем и описания деятельности по цепочке создания стоимости.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.