Внедрение

Цифровизация транспортной отрасли — абсолютный тренд

16 Декабря 2024
Цифровизация транспортной отрасли — абсолютный тренд

В Москве завершил работу XVIII Международный форум и выставка «Транспорт России — 2024». Центральная тема этого года — «Будущее транспорта. Прямо перед вами». Участники дискуссий обсуждали перспективы развития транспортной отрасли накануне старта нацпроектов «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни».

Если в прошлом году центральной темой было определение перспектив развития транспортной отрасли («Россия 2035: к новой экономике транспорта»), в этом году точную временную отсечку решили не давать, хотя основные мысли всех участников форума были обращены в сторону новой серии нацпроектов, рассчитанных на 2025—2030 годы.

Основной фокус внимания на дискуссиях был сосредоточен на грузоперевозках, магистральных транспортных коридорах, дорожном хозяйстве, цифровой трансформации, безопасности и междугородных видах транспорта.

Ключевые показатели новых национальных проектов и основные цели развития транспортной системы страны до 2030 года:

• увеличение объёма перевозок по международным транспортным коридорам не менее чем в 1,5 раза относительно 2021 года;

• увеличение авиационной подвижности населения не менее чем на 50%;

• обеспечение не менее 85% дорог опорной сети и городских агломераций в нормативном состоянии;

• обеспечение доли региональных дорог в нормативном состоянии на уровне не менее 60%;

• обеспечение доли парка общественного транспорта в городах и агломерациях, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, на уровне не менее 85%.

В составе «Эффективной транспортной системы» войдут нацпроекты

• «Развитие Большого Северного морского пути»

• «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей»

• «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли»

• «Развитие опорной сети аэродромов»

• «Развитие опорной сети внутренних водных путей»

• «Развитие опорной сети морских портов»

• «Развитие опорной сети железных дорог»

• «Развитие пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации»

• «Цифровая трансформация транспортной отрасли»

В составе «Инфраструктуры для жизни» предусмотрены:

• «Безопасность дорожного движения»

• «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»

• «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах»

• «Развитие железнодорожной инфраструктуры центрального транспортного узла»

• «Развитие общественного транспорта»

• «Развитие федеральной сети»

• «Региональная и местная дорожная сеть»

Как отметил первый замминистра транспорта Валентин Иванов в ходе панельной сессии «Конкуренция на рынке грузовых автомобильных перевозок: налоговая дисциплина на обеление отрасли», цифровизация — абсолютный тренд, как неизбежность. Команда Минтранса провела большую работу по подготовке отдельного федерального проекта по цифровизации в составе нового нацпроекта «Эффективная транспортная система». Ключевое мероприятие — создание государственной информационной системы государственной логистики «ГосЛог». В прошлом году эту систему обозначали названием НЦТЛП (национальная цифровая торгово-логистическая платформа). «ГосЛог» позволит действительно получить «единое окно» для всех процедур по всем видам транспорта, в том числе международную интеграцию для прохождения пунктов пропуска с таможенными, фискальными органами. Также Минтрансом подготовлены предложения по внедрению обязательности оформления электронных перевозочных документов по отдельным грузам (опасные грузы, зерно, лес, инертные насыпные и тяжёлые грузы).

На круглом столе в рамках конференции «Автомобильные грузоперевозки в условиях совершенствования законодательства: вызовы, достижения, перспективы» заместитель директора Департамента цифрового развития Минтранса России Иван Круглый сообщил, что внедрение системы «ГосЛог» ускорит процесс цифровизации грузовых систем перевозок, позволит автоматизировать процессы мониторинга грузовых и транспортных потоков. Система повысит прозрачность грузоперевозок и удобство пользования инфраструктурой, упростит взаимодействие с государством, снизит нагрузку на контролирующие органы и бизнес. Кроме того, цифровая платформа даст возможность создать механизмы оперативного управления грузовыми перевозками из единого центра, тем самым позволит снизить транспортные издержки в экономике страны.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~KcUg3
25.07.2025
Глава АНО «Центр беспилотных систем и технологий» (ЦБСТ) Андрей Безруков предложил создать в России фонд поддержки воентех-стартапов на ранней стадии объёмом в несколько миллиардов рублей. Предполагается, что фонд будет ориентирован на поддержку воентех-стартапов и проектов двойного назначения, находящихся на стадиях технологической зрелости TRL 4–7 — от НИОКР до испытания прототипов (TRL — международная шкала оценки готовности технологий).
23.07.2025
Банк России разработал и опубликовал «Кодекс этики в сфере разработки и применения искусственного интеллекта (ИИ) на финансовом рынке». Документ носит рекомендательный характер и направлен на повышение доверия клиентов к новой технологии.
21.07.2025
В ВШЭ создана база данных для оценки природно-климатических рисков и разработки мер адаптации. Она включает три компонента: базу данных опасных природных явлений (ОПЯ), базу климатических риск-профилей и базу адаптационных мероприятий.
18.07.2025
Успешная посадка «Тяньлун-2» — это не просто техническое достижение. Она показывает, что Китай активно развивается в космической отрасли.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.