Цифровизация – будущее рынка спецтехники
Российский рынок спецтехники (специализированных машин и механизмов, предназначенных для выполнения работ в строительстве, сельском хозяйстве, перевозках и других видах деятельности) адаптируется к новым экономическим реалиям. После рекордного 2024 г., когда продажи коммерческой техники достигли 255 500 единиц (по данным «Автостата»), отрасль столкнулась с падением спроса на 60%, но уже демонстрирует признаки восстановления.
– Эта отрасль – очень капиталоёмкая, требует большого количества вложенных средств, - рассказывает директор направления «Спецтехника» в «Авито» Тимур Осипов. – В условиях высокой ставки ЦБ и замедления экономического роста сократился и объём капитала, в частности в логистике, строительстве – сегментах, где спецтехника наиболее востребована. Соответственно, происходит снижение спроса как на продажу, так и на аренду техники. По данным агентства «Автостат», к июлю рынок просел на 60% относительно начала 2025 г. Однако мы наблюдаем, что интерес к спецтехнике всё же сохраняется: по данным нашей платформы, количество просмотров объявлений в октябре оказалось лишь на 15% ниже, чем в январе. Текущая ситуация может говорить о формировании отложенного спроса: пользователи изучают рынок, предложения, цены, выбирают лучшее предложение и время для сделки.
Как сообщает газета «Ведомости», после последовательного снижения ключевой ставки (с девятого июня совет директоров Банка России снизил показатель на 100 б. п., до 20% годовых, с 28 июля – до 18%, с 15 сентября – до 17%, с 27 октября – до 16,5%) наблюдаются постепенные признаки восстановления рынка.
– Анализируя опыт предыдущих экономических кризисов, мы видим закономерность: повышение процентных ставок и периоды спада неизменно приводят к формированию отложенного спроса, - рассказывает далее Осипов. – Подобная ситуация наблюдалась неоднократно, и сейчас мы находимся в ожидании того же явления – скорого всплеска покупательской активности. Уже сейчас есть поводы для осторожного оптимизма. Например, в сентябре-октябре количество просмотров объявлений о продаже спецтехники на платформе выросло на 13% по сравнению с июнем-июлем.
Относительно недавний уход крупных европейских, японских и американских производителей создал вакуум на рынке, который активно начали заполнять китайские бренды. Более успешными оказались те компании, которые стали развиваться в России заблаговременно – до массового ухода западных производителей. Среди таких брендов можно выделить Shacman, Sitrak и FAW. Они какое-то время уже были на рынке и сейчас укрепляют свои позиции.
Российские компании продемонстрировали высокую адаптивность к новым рыночным условиям и активно взялись за локализацию производства. В первую очередь эти действия были направлены на обеспечение стабильной работы предприятий, а затем – на постепенное расширение рыночной доли. На нашей отраслевой конференции «Дело спецтехники» эксперты рынка отметили, что, например, доля российских сельскохозяйственных машин на рынке новой техники достигла 57% в 2025 г.
Пример успешной стратегии – «КамАЗ», который после выполнения крупных государственных заказов сейчас активно наращивает предложение в коммерческом сегменте. В 2025 г. количество объявлений с техникой Камского автомобильного завода, размещенных на платформе официальными дилерами ПАО «КамАЗ», выросло на 15%.
Есть мнение, что всё, что связано с индустрией спецтехники, довольно консервативно. При этом рынок меняется довольно быстро, и уже сейчас цифровые инструменты дают массу преимуществ. Процесс продажи и выбора спецтехники становится более прозрачным и безопасным. Ускоряется взаимодействие между участниками рынка, снижаются издержки. Расширяется доступ к информации, позволяя покупателям принимать более обоснованные решения. Российский рынок спецтехники переживает цифровую перестройку. Он становится доступнее не только для крупных игроков, но для малого и среднего бизнеса и частных лиц.
Например, весной мы интегрировали новый алгоритм проверки продавцов совместно с платформой «Рососмотр». Система сверяет сведения о реальном местоположении транспортного средства, полученные во время офлайн-осмотра, с адресом, указанным в объявлении. Проверка позволяет продавцу получить отдельный значок «Наличие проверено» или «Реальный адрес», что помогает в проведении безопасных сделок. Уже сейчас мы верифицировали 100% продавцов в категориях грузовиков и седельных тягачей во многих регионах страны.
Что касается будущего рынка спецтехники в ближайшие несколько лет, я вижу три ключевых направления развития. Первое – цифровизация и автоматизация, такая как автопилоты и удаленное управление. Сейчас наблюдается развитие систем мониторинга и аналитики: использование сенсоров, ГНСС-навигации и интеграции с облачными платформами позволяет отслеживать состояние техники, прогнозировать поломки и оптимизировать работу. Для спецтехники это не опция, а инструмент повышения эффективности, позволяющий увеличить срок её эксплуатации и безопасность.
Второй тренд – применение ИИ для анализа поведения покупателей и точного подбора техники под задачи конкретного клиента, и это направление будет развиваться.
И, наконец, третий тренд – это работа с данными. Рынок испытывает дефицит информации, и цифровые платформы играют важную роль в этом процессе, так как аккумулируют большой объём данных о спросе и предложении. Речь о всей информации по жизненному циклу техники: сведения о её местоположении, наработке моточасов, расходе топлива, истории ремонтов и текущем состоянии. Сейчас эти сведения часто фрагментированы, но есть высокий спрос на их сбор и анализ для прогнозирования поломок и оптимизации логистики.
На нашей платформе мы комплексно помогаем отрасли идти к этому будущему, предоставляя цифровую инфраструктуру, внедряя новые технологии и развивая инструменты аналитики и верификации. Это позволяет не только оперативно реагировать на вызовы рынка, но и формировать новые стандарты взаимодействия игроков индустрии на долгосрочную перспективу.
