Внедрение

Цифровизация – будущее рынка спецтехники

19 Декабря 2025

Российский рынок спецтехники (специализированных машин и механизмов, предназначенных для выполнения работ в строительстве, сельском хозяйстве, перевозках и других видах деятельности) адаптируется к новым экономическим реалиям. После рекордного 2024 г., когда продажи коммерческой техники достигли 255 500 единиц (по данным «Автостата»), отрасль столкнулась с падением спроса на 60%, но уже демонстрирует признаки восстановления.

– Эта отрасль – очень капиталоёмкая, требует большого количества вложенных средств, - рассказывает директор направления «Спецтехника» в «Авито» Тимур Осипов. – В условиях высокой ставки ЦБ и замедления экономического роста сократился и объём капитала, в частности в логистике, строительстве – сегментах, где спецтехника наиболее востребована. Соответственно, происходит снижение спроса как на продажу, так и на аренду техники. По данным агентства «Автостат», к июлю рынок просел на 60% относительно начала 2025 г. Однако мы наблюдаем, что интерес к спецтехнике всё же сохраняется: по данным нашей платформы, количество просмотров объявлений в октябре оказалось лишь на 15% ниже, чем в январе. Текущая ситуация может говорить о формировании отложенного спроса: пользователи изучают рынок, предложения, цены, выбирают лучшее предложение и время для сделки.

Как сообщает газета «Ведомости», после последовательного снижения ключевой ставки (с девятого июня совет директоров Банка России снизил показатель на 100 б. п., до 20% годовых, с 28 июля – до 18%, с 15 сентября – до 17%, с 27 октября – до 16,5%) наблюдаются постепенные признаки восстановления рынка.

– Анализируя опыт предыдущих экономических кризисов, мы видим закономерность: повышение процентных ставок и периоды спада неизменно приводят к формированию отложенного спроса, - рассказывает далее Осипов. – Подобная ситуация наблюдалась неоднократно, и сейчас мы находимся в ожидании того же явления – скорого всплеска покупательской активности. Уже сейчас есть поводы для осторожного оптимизма. Например, в сентябре-октябре количество просмотров объявлений о продаже спецтехники на платформе выросло на 13% по сравнению с июнем-июлем.

Относительно недавний уход крупных европейских, японских и американских производителей создал вакуум на рынке, который активно начали заполнять китайские бренды. Более успешными оказались те компании, которые стали развиваться в России заблаговременно – до массового ухода западных производителей. Среди таких брендов можно выделить Shacman, Sitrak и FAW. Они какое-то время уже были на рынке и сейчас укрепляют свои позиции.

Российские компании продемонстрировали высокую адаптивность к новым рыночным условиям и активно взялись за локализацию производства. В первую очередь эти действия были направлены на обеспечение стабильной работы предприятий, а затем – на постепенное расширение рыночной доли. На нашей отраслевой конференции «Дело спецтехники» эксперты рынка отметили, что, например, доля российских сельскохозяйственных машин на рынке новой техники достигла 57% в 2025 г.

Пример успешной стратегии – «КамАЗ», который после выполнения крупных государственных заказов сейчас активно наращивает предложение в коммерческом сегменте. В 2025 г. количество объявлений с техникой Камского автомобильного завода, размещенных на платформе официальными дилерами ПАО «КамАЗ», выросло на 15%.

Есть мнение, что всё, что связано с индустрией спецтехники, довольно консервативно. При этом рынок меняется довольно быстро, и уже сейчас цифровые инструменты дают массу преимуществ. Процесс продажи и выбора спецтехники становится более прозрачным и безопасным. Ускоряется взаимодействие между участниками рынка, снижаются издержки. Расширяется доступ к информации, позволяя покупателям принимать более обоснованные решения. Российский рынок спецтехники переживает цифровую перестройку. Он становится доступнее не только для крупных игроков, но для малого и среднего бизнеса и частных лиц.

Например, весной мы интегрировали новый алгоритм проверки продавцов совместно с платформой «Рососмотр». Система сверяет сведения о реальном местоположении транспортного средства, полученные во время офлайн-осмотра, с адресом, указанным в объявлении. Проверка позволяет продавцу получить отдельный значок «Наличие проверено» или «Реальный адрес», что помогает в проведении безопасных сделок. Уже сейчас мы верифицировали 100% продавцов в категориях грузовиков и седельных тягачей во многих регионах страны.

Что касается будущего рынка спецтехники в ближайшие несколько лет, я вижу три ключевых направления развития. Первое – цифровизация и автоматизация, такая как автопилоты и удаленное управление. Сейчас наблюдается развитие систем мониторинга и аналитики: использование сенсоров, ГНСС-навигации и интеграции с облачными платформами позволяет отслеживать состояние техники, прогнозировать поломки и оптимизировать работу. Для спецтехники это не опция, а инструмент повышения эффективности, позволяющий увеличить срок её эксплуатации и безопасность.

Второй тренд – применение ИИ для анализа поведения покупателей и точного подбора техники под задачи конкретного клиента, и это направление будет развиваться.

И, наконец, третий тренд – это работа с данными. Рынок испытывает дефицит информации, и цифровые платформы играют важную роль в этом процессе, так как аккумулируют большой объём данных о спросе и предложении. Речь о всей информации по жизненному циклу техники: сведения о её местоположении, наработке моточасов, расходе топлива, истории ремонтов и текущем состоянии. Сейчас эти сведения часто фрагментированы, но есть высокий спрос на их сбор и анализ для прогнозирования поломок и оптимизации логистики.

На нашей платформе мы комплексно помогаем отрасли идти к этому будущему, предоставляя цифровую инфраструктуру, внедряя новые технологии и развивая инструменты аналитики и верификации. Это позволяет не только оперативно реагировать на вызовы рынка, но и формировать новые стандарты взаимодействия игроков индустрии на долгосрочную перспективу.

 

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~7sB7h
18.12.2025
В ходе сессии «Космотехника» на инфраструктурном конгрессе «Развивай.РФ», состоявшегося 12 декабря сего года, управляющий директор — руководитель Центра ГЧП, ПАО «Сбербанк» Анна Багинская рассказала о том, как государственно-частное партнёрство (ГЧП) «проникает» в космос, с какими рисками и перспективами.
17.12.2025
В ходе сессии «Космотехника» на инфраструктурном конгрессе «Развивай.РФ», состоявшегося 12 декабря сего года, Антон Алексеев, генеральный директор АО «АК «Новый космос», начал своё выступление с того, что спросил присутствующих, кто из них верит в частный космос. Таких набралось больше 50%.
15.12.2025
Новый отчёт Европейского института космической политики (ESPI) рисует тревожную картину: космическая отрасль всё ещё привлекает и вдохновляет сотрудников, но не всегда может их удержать.
12.12.2025
Импортозамещение программного обеспечения в промышленности развивается успешно, однако существуют проблемы в областях, где ПО разрабатывалось для решения конкретных задач, а не для общего направления.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.