Специалисты призывают к 2050 году перейти на отечественную экосистему
Как В сфере информационных технологий, телекоммуникаций, транспорта, энергетики и промышленности наблюдается растущий спрос на отечественные навигационные решения, сообщает газета «Ведомости».
Это связано с ужесточением требований к кибербезопасности и необходимостью защиты критически важной гражданской инфраструктуры. Об этом говорили участники форума «Навигационная безопасность», который был посвящён технологической независимости России.
Форум прошёл в Чебоксарах при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Фонда «Росконгресс», Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана и Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова. В мероприятии приняли участие более 600 представителей власти, бизнеса, науки и экспертного сообщества.
Основной темой обсуждений стало развитие российских навигационных технологий, необходимых для стабильной работы транспорта, связи, энергетики и промышленности. Генеральным партнёром форума выступила группа компаний «АБС Электро», которая занимается производством электротехнического оборудования для предприятий различных отраслей экономики.
Навигационные системы обеспечивают точное определение координат и синхронизацию времени. От их надёжности напрямую зависит безопасность критически важной инфраструктуры. В связи с этим на форуме особое внимание было уделено вопросам устойчивости навигации.
Участники встречи считают, что России нужна независимая навигационная система, способная противостоять сбоям. Для её создания необходимо решить проблемы, связанные с уязвимостью к помехам, слабой координацией между участниками рынка, зависимостью от зарубежных технологий и недостатком квалифицированных специалистов.
Компании создают резервные механизмы для защиты от навигационных помех. Например, «Ростелеком» уже развернул инфраструктуру точного времени, использующую спутниковые сигналы, защищённые серверы и атомные часы. «Синхронизация времени — это не абстрактное понятие, а основа цифровой устойчивости», — подчеркнул Игорь Соловьёв, директор по отраслевым решениям компании.
Аналогичный подход применяется и в энергетике. «Россети» готовятся к установке помехоустойчивого оборудования на стратегически важных объектах электросетевой инфраструктуры, параллельно оценивая эффективность альтернативных методов синхронизации, сообщил Александр Коновалов, руководитель дирекции специальных проектов ПАО «Россети».
Участники форума обсудили слабое взаимодействие между участниками навигационной отрасли: государственными структурами, коммерческими организациями, исследовательскими институтами и разработчиками технологий.
Заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Андрей Потемкин поделился опытом работы в воздушном пространстве, в частности, координации между ведомствами. Он рассказал, что Росавиация реализовала типовые организационно-технические мероприятия для предотвращения помех в работе систем управления воздушным движением.
«Потому что в районе помех может находиться самолёт с большим количеством пассажиров на борту. И, как минимум, мы должны убедиться, что он будет в безопасности», — пояснил Потёмкин. Он также отметил, что наиболее эффективным способом навигации является спутниковая. Её отсутствие может привести к удлинению маршрута, увеличению расхода топлива и другим последствиям.
Участники форума отметили, что развитие отрасли должно происходить в едином технологическом ритме. Разработчики, производители и заказчики должны быть вовлечены в совместное проектирование архитектуры устойчивости, включая механизмы сертификации, стандартизации и промышленной апробации.
«Мы рассчитываем, что совместно с государством и научным сообществом сможем создать устойчивый рынок современных навигационных решений к 2030 году, — заявила Ирина Харисова, председатель совета директоров «АБС Электро». — Для нас крайне важно, чтобы отечественная помехоустойчивая аппаратура стала доступной для широкого гражданского рынка».
Участники форума сошлись во мнении, что до 2030 года необходимо двигаться в направлении глубокой локализации ключевых решений и формирования институциональной базы, включающей централизованную систему управления навигационными сервисами и отраслевую платформу взаимодействия.
«Мы считаем, что к 2050 году необходимо полностью перейти на отечественную экосистему, которая обеспечит независимое определение координат, синхронизацию времени и стабильную работу цифровых сервисов», — заявил Василий Шпак, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации, выступая на пленарном заседании «Навигационная безопасность как один из базисов развития экономики России в XXI веке».
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал