Внедрение

Системного проекта по высокоточной навигации в России пока нет

25 Августа 2017
Системного проекта по высокоточной навигации в России пока нет

Своим мнением по вопросу создания и развития высокоточных сетей спутниковой навигации с журналом «Вестник ГЛОНАСС» делится руководитель аппарата главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей Алексей Муравьёв.

ВГ: На Ваш взгляд, кто и как должен заниматься развитием высокоточной навигации в нашей стране?

АМ: В области спутниковой навигации в нашей стране – несколько серьёзных игроков, являющихся разработчиками, производителями и операторами. Я даже не буду их называть, иначе мы уйдём в сторону рассмотрения роли и места отдельных предприятий и организаций. Давайте сначала определим, какая структура нам нужна в масштабе страны, в целом.

Объединяющим началом является федеральная целевая программа. В целом вектор развития задан, конечно, правильно. Будет новый ГЛОНАСС с новыми сигналами и новыми возможностями. Будут система функциональных дополнений и высокоорбитальный космический комплекс. Работы ведутся, средства выделяются. Есть заказчики и исполнители, генеральный и главные конструктора. Есть те, кто строят перспективную систему высокоточной навигации. Пора ставить вопрос о системном проекте.

Ранее уже неоднократно проводились системные исследования такой структуры, как единая система координатно-временного и навигационного обеспечения. Предлагаемые при этом конструкции-монстры оказались нежизнеспособны. Мы пользуемся некоторыми выводами этих исследований, но не более того. Руководством для действия они не стали.

Есть ряд исследований, посвящённых определению функций тех или иных операторов в данной области. Рассматривались операторы разных уровней: федерального, регионального, отраслевого, специализированного. Получались красивые схемы организационных структур, сулящих ту или иную выгоду, в основном финансовую, и уже на втором плане – техническую. Поэтому продвижение таких структур либо стопорилось, либо вырождалось в избитые элементарные системы мониторинга транспорта. Это был даже не этап развития техники, а этап развития моды. И этот процесс ещё далеко не закончен. До сих пор продолжается рождение новых систем мониторинга, в который раз дублирующих своих предшественников, только в иной красочной упаковке обновлённых функций.

Пожалуй, наибольший интерес среди прикладных навигационных систем представляет ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». При этом, хотя «ЭРА-ГЛОНАСС» – это важная идея, но она лишь верхушка айсберга применения навигационных технологий.

В сущности, применение передовых навигационных технологий в навигационно-информационных системах ещё и не началось. Правда, есть предпосылки и первый опыт. Есть системы мониторинга конструкций. Это высокоточные стационарные системы. Однако они используют иностранную аппаратуру.

Есть уже системы третьего поколения (по классификации, введённой ГОСТ Р 55537-2013), использующие высокоточные терминалы-роверы, взаимодействующие с базовыми станциями, как внешними, так и входящими в состав систем, а также имеющими в своём составе аппаратуру мониторинга условий навигации. Такие навигационно-информационные системы могут рассматриваться в качестве основы для перспективных локальных и региональных структур высокоточной навигации.

Самые актуальные новости и самые интересные материалы о ГЛОНАСС, GPS, Galileo, BeiDou и региональных навигационных системах, а также вопросы законодательства, новые технологии, компании и люди, работающие в области навигационных технологий. 

Источник: журнал "Вестник ГЛОНАСС"
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~xufdB
28.08.2025
Многие страны срочно пересматривают свои военные бюджеты, учитывая текущую геополитическую обстановку. Оборонные компании по-прежнему заинтересованы в увеличении производства дорогостоящего вооружения прошлого века. Однако эффективность его в современных условиях вызывает сомнения. Сегодня успех на поле боя обеспечивают новые технологии, которые быстро развиваются и совершенствуются.
27.08.2025
Проект «Кадры для космоса» включает федеральное направление, ориентированное на дополнительное профессиональное образование студентов и молодых ученых. Основная цель — обновление образовательных программ, но на данный момент акцент сделан на дополнительных профессиональных курсах. Эти курсы должны соответствовать требованиям Роскосмоса и потребностям частных компаний в области дополнительных знаний.
25.08.2025
США традиционно позиционируют себя как лидера в различных сферах, включая вооружение, экономику и науку. Однако ситуация на мировом рынке беспилотников демонстрирует, что Россия вышла в лидеры, значительно опередив конкурентов. Ещё десятилетие назад дроны были дорогостоящими игрушками для богатых, преимущественно иностранного производства, а сейчас Россия занимает ведущие позиции в этой области, и её опыт активно перенимается другими странами.
22.08.2025
В ближайшие годы нас ждет большая цифровая трансформация. Частный бизнес неизбежно будет интегрирован с государственными системами. Программа «Безопасный город» трансформируется в «Безопасную среду». В полной мере заработает платформа ГосТех, которая, наконец, объединит разрозненные системы. Эффективное объединение профессионального сообщества дает инструменты и открывает возможности для взаимодействия с различными институциями.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.