Внедрение

Сервисы ДЗЗ в России в условиях санкций

20 Апреля 2022
Сервисы ДЗЗ в России в условиях санкций

На сегодняшний день Россия не имеет достаточной орбитальной группировкой дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), чтобы полностью обеспечивать свои потребности в космических данных. В условиях санкций западные компании больше не поставляют информацию ДЗЗ отечественным заказчикам. Специалист в области геоинформатики Андрей Пирогов рассказал о состоянии космического дистанционного зондирования Земли в условиях санкций для российских пользователей.

Он отметил, что вопрос в получении доступа к космическим данным стоит особенно остро весной, когда начинается полевой сезон, происходят природные бедствия, начинается активная навигация в северных морях, активизируются стройки, сельскохозяйственные и лесоустроительные работы.

Основными поставщиками снимков сверхвысокого разрешения (СВР, от 30 см до 1 метра, включая искусственные 15 см) являются MAXAR и Airbus. Доля южнокорейских снимков KOMPSAT незначительна, не последнее место занимают и поставки данных с китайских аппаратов. Такие же данные поставляет российский спутник Ресурс-П (0,7 м).

«В настоящий момент ни один зарубежный оператор космических данных ДЗЗ сверхвысокого разрешения не поставляет данные для российских заказчиков. Ситуация с китайскими данными находится в подвешенном состоянии, с ряда спутников данные недоступны, в некоторых случаях заказы продолжают приниматься без гарантии поставок. Последние снимки с КА Ресурс-П датируются сентябрём 2021 года и в настоящее время новая съемка с этого аппарата недоступна», - рассказал эксперт.

Андрей Пирогов отметил, что сверхвысокое разрешение съемки несло большой прикладной характер, используясь для решения разнообразных задач, в которых нужны точности определения координат до нескольких метров. Данные СВР были ценны большим объемом архива съёмки, архивные данные в настоящее время доступны только с КА Ресурс-П (0,7 м), которых недостаточно.

По словам эксперта, заместить новые космические данные ДЗЗ сверхвысокого разрешения способна только пилотируемая авиационная съемка или беспилотники. Однако космическая съемка была бы существенно дешевле и более оперативна для удалённых районов.

«Способны ли беспилотники обеспечить потребность в данных СВР? Нет, особенно если это касается удаленных территорий. Помимо этого, бюрократия в области использования воздушного пространства и ограничений по секретности данных отнюдь не способствует обеспечению снимками потребителей<…> Особенностью АФС также является большой объем получаемых данных. Там, где достаточен один космический снимок беспилотник получит сотни и тысячи снимков, что потребует временных затрат на их обработку, исчисляемых порой днями», - отметил Андрей Пирогов.

Вторая группа данных - снимки высокого разрешения (от 1 – 5 метров) - поставлялась французской компанией Airbus с аппаратов Spot-6,7. Такие же данные были доступны с китайских аппаратов. В данный момент снимки высокого разрешения доступны в виде архива и новой съемки с российских спутников Канопус (2 метра) и Аист (1,5 м).

«Переориентация потребителей на российские данные очевидна, но насколько производительность аппаратов и качество съемки будет обеспечивать все потребности, покажет время. Заместить данные высокого разрешения пилотируемой съемкой можно, с учетом определенных ограничений», - сказал эксперт.

Как отметил Андрей Пирогов, снимки низкого разрешения (10-30 метров) представлены бесплатными снимками Sentinel и Landsat, активно используемыми в сельском и лесном хозяйстве. В данный момент есть ограничения на доступ к некоторым сервисам, предоставляющих эти данные, но они обходятся посредством VPN и/или перерегистрации аккаунтов.

Радиолокационные данные имеют крайне узкую нишу использования. Наиболее активно применяются такие данные для обеспечения ледовой проводки судов по Севморпути. Поставку таких данных и сервисов на их основе обеспечивали немецкие, итальянские, испанские, южнокорейские компании. Бесплатные данные со спутника РСА Sentinel-1 не могут обеспечить потребность пользователей. Данные с китайского КА GaoFen-3 также недоступны.

«Таким образом, наиболее критичная ситуация складывается вокруг данных сверхвысокого разрешения, стереосъёмки и радиолокационных данных. Что касается рыночных оценок, то у нас не так много компаний, специализирующихся на космической съемке и если ситуация будет продолжаться и далее, то, очевидно, они будут вынуждены сократить или остановить свой бизнес. Потребители данных СВР будут вынуждены увеличивать затраты на съемку, переходить на полевые изыскания, или снижать количество работ с использованием данных ДЗЗ», - заключил эксперт, отметив, что в то же время российские разработчики ПО закрывают потребности для фотограмметрической и тематической обработки космических данных.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~jm34x
20.12.2024
Объём мирового рынка Wi-Fi в автомобилях вырастет за рассматриваемый период на $270,54 млрд. Среднегодовой темп роста – 49,01%. Широкий спектр тарифных планов для Wi-Fi в автомобилях, соответствующих индивидуальным потребностям, стимулирует рост рынка, как и тенденция к платформе больших данных, предоставляемой подключёнными автомобилями.
19.12.2024
ВЦИОМ представил результаты опроса россиян, посвящённого умным городам. Каждый третий россиянин в той или иной степени знаком с понятием «умный город» (33%). 66% узнали о нём в ходе опроса. Тех, кто досконально разбирается в теме – 2%. Топ-3 умных городов в представлениях наших сограждан: Москва (42%), Санкт-Петербург (27%) и Казань (11%). 44% россиян хотели бы жить в умном городе, 25% не хотели бы, а каждый седьмой ответил, что уже живет в таком городе (14%).
17.12.2024
Международное агентство «Новаспэйс» опубликовало исследование рынка малых спутников. Прогнозируется устойчивый рост в отрасли малых спутников (smallsat). Рыночная стоимость в течение следующего десятилетия может достичь $113,3 млрд.
16.12.2024
В Москве завершил работу XVIII Международный форум и выставка «Транспорт России — 2024». Центральная тема этого года — «Будущее транспорта. Прямо перед вами». Участники дискуссий обсуждали перспективы развития транспортной отрасли накануне старта нацпроектов «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни».

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.