Внедрение

Правительство выделит около 4 млрд рублей в ближайшие два года на создание «ледового навигатора» для Северного морского пути

8 Февраля 2023
Правительство выделит около 4 млрд рублей в ближайшие два года на создание «ледового навигатора» для Северного морского пути

В середине января премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о создании цифровой экосистемы «ледовый навигатор» для Северного морского пути (СМП), на которую планируется выделить порядка 4 млрд рулей в 2023-2024 годах, соответствующий документ опубликован на сайте правительства РФ. 

«Речь идёт о создании «ледового навигатора», позволяющего с высокой точностью проложить безопасный маршрут в постоянно изменяющихся условиях Северного Ледовитого океана. В 2023–2024 годах из федерального бюджета на эти цели будет выделена субсидия в размере 3,8 млрд рублей. Результатом предоставления субсидии является созданная не позднее 30 июня 2025 г. цифровая экосистема Северного морского пути», - говорится в документе.

В рамках создания цифровой экосистемы будут установлены бортовые автоматизированные информационно-измерительные комплексы на судах, самолётах и вертолётах. Данные с таких комплексов повысят точность оценки метеорологической и навигационной обстановки. Сформированный массив информации о погодных условиях, расположении судов и ледоколов, загруженности портов будет передаваться на Единую платформу цифровых сервисов СМП, где с ним смогут работать зарегистрированные пользователи – грузоперевозчики, судовладельцы, капитаны судов и страховщики. На базе созданной информационной платформы будут оказываться логистические услуги, в том числе об оформлении разрешений на проход судов, мониторинге, диспетчеризации, управлении работой флота.

Как прокомментировал журналу «Вестник ГЛОНАСС» генеральный конструктор компании «ТрилайнСистемс» Павел Зубенко, без модернизации прибрежной инфраструктуры связи «ледовый навигатор» вряд ли сможет реализовать весь заложенный потенциал.

«Наш главный геополитический соперник на этом направлении, США, сейчас тоже активно работает над новыми форматами связи и её стабильностью. Например, в Америке признают, что их беспилотники для работы в высоких (выше 77 параллели с. ш.) теряют сетевые и коммуникационные возможности. Обмен информацией в Приполярье потребует не просто усиления спутниковых группировок и создания «плавучих» и летающих информационных комплексов, что уже делается, но и соответствующей инфраструктуры для полноценного обмена информацией с Большой землёй. То есть необходимо создание устойчиво функционирующей опорной сети связи, оснащённой надёжными приёмо-передающими антеннами», - сказал эксперт.

Он отметил, что такие системы уже есть, они производятся конвейерным способом и способны развёртываться быстро и в любых погодных условиях. Вместе с подвижным «ледовым навигатором» они станут основной полноценной многоуровневой информационной сетью, устойчивой к любым воздействиям.

Северный морской путь – кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Протяжённость пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс. км. При этом он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления, когда нарушаются логистические цепочки поставок продукции.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~RlTJR
06.11.2024
Безопасность грузоперевозок выходит на первый план в нашем мире, где без грамотной логистики нынче шагу не ступить. В связи с ростом технологий возникают новые способы защиты грузов и транспортных средств. Так возникли системы, использующие для обеспечения безопасности сигналы глобальных навигационных спутниковых систем, напоминает статья в международном научном журнале «Вестник науки».
05.11.2024
Низкая околоземная орбита (LEO) – важный испытательный полигон для развития космической деятельности и освоения человеком космоса. Это в будущем – самое близкое к Земле место для новых участников и потенциального производства в космосе, откуда проще возвращаться на Землю.
31.10.2024
Новый проект Минтранса, предполагающий оснащение беспилотных и пилотируемых воздушных судов оборудованием для автоматического уклонения от столкновений, вызвал критику экспертов. В «Аэронексте» указали на технически неисполнимые требования новой инициативы.
31.10.2024
Всплеск производства подключённых транспортных средств, которые способны собирать и генерировать огромные объёмы данных, вызывает серьёзные опасения по поводу конфиденциальности и цифрового суверенитета. Страны Глобального Юга, импортирующие эти транспортные средства, сталкиваются с дополнительными проблемами.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.