Внедрение

Правительство выделит около 4 млрд рублей в ближайшие два года на создание «ледового навигатора» для Северного морского пути

8 Февраля 2023
Правительство выделит около 4 млрд рублей в ближайшие два года на создание «ледового навигатора» для Северного морского пути

В середине января премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о создании цифровой экосистемы «ледовый навигатор» для Северного морского пути (СМП), на которую планируется выделить порядка 4 млрд рулей в 2023-2024 годах, соответствующий документ опубликован на сайте правительства РФ. 

«Речь идёт о создании «ледового навигатора», позволяющего с высокой точностью проложить безопасный маршрут в постоянно изменяющихся условиях Северного Ледовитого океана. В 2023–2024 годах из федерального бюджета на эти цели будет выделена субсидия в размере 3,8 млрд рублей. Результатом предоставления субсидии является созданная не позднее 30 июня 2025 г. цифровая экосистема Северного морского пути», - говорится в документе.

В рамках создания цифровой экосистемы будут установлены бортовые автоматизированные информационно-измерительные комплексы на судах, самолётах и вертолётах. Данные с таких комплексов повысят точность оценки метеорологической и навигационной обстановки. Сформированный массив информации о погодных условиях, расположении судов и ледоколов, загруженности портов будет передаваться на Единую платформу цифровых сервисов СМП, где с ним смогут работать зарегистрированные пользователи – грузоперевозчики, судовладельцы, капитаны судов и страховщики. На базе созданной информационной платформы будут оказываться логистические услуги, в том числе об оформлении разрешений на проход судов, мониторинге, диспетчеризации, управлении работой флота.

Как прокомментировал журналу «Вестник ГЛОНАСС» генеральный конструктор компании «ТрилайнСистемс» Павел Зубенко, без модернизации прибрежной инфраструктуры связи «ледовый навигатор» вряд ли сможет реализовать весь заложенный потенциал.

«Наш главный геополитический соперник на этом направлении, США, сейчас тоже активно работает над новыми форматами связи и её стабильностью. Например, в Америке признают, что их беспилотники для работы в высоких (выше 77 параллели с. ш.) теряют сетевые и коммуникационные возможности. Обмен информацией в Приполярье потребует не просто усиления спутниковых группировок и создания «плавучих» и летающих информационных комплексов, что уже делается, но и соответствующей инфраструктуры для полноценного обмена информацией с Большой землёй. То есть необходимо создание устойчиво функционирующей опорной сети связи, оснащённой надёжными приёмо-передающими антеннами», - сказал эксперт.

Он отметил, что такие системы уже есть, они производятся конвейерным способом и способны развёртываться быстро и в любых погодных условиях. Вместе с подвижным «ледовым навигатором» они станут основной полноценной многоуровневой информационной сетью, устойчивой к любым воздействиям.

Северный морской путь – кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Протяжённость пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс. км. При этом он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления, когда нарушаются логистические цепочки поставок продукции.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~RlTJR
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.