Внедрение

Почему нормативная база забыла про кадровую проблему?

4 Декабря 2024
Почему нормативная база забыла про кадровую проблему?

Одной из целей национального проекта «Развитие космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и перспективу до 2036 года» обозначено формирование космических сервисов и продуктов, для чего в его рамках предусмотрено высокотехнологичное направление «Перспективные космические системы и сервисы».

На посвящённой данному нацпроекту стратегической сессии Михаил Мишустин сказал, в частности, следующее: «…в космос активно стремятся новые страны, частный бизнес. Для ответа на вызовы государственной корпорацией “Роскосмос” вместе с заинтересованными ведомствами был подготовлен соответствующий национальный проект.

Чтобы выполнить задачи, которые поставил Президент в майском указе, предстоит в разы нарастить состав орбитальной группировки космических аппаратов, что позволит существенно повысить качество услуг для государства, граждан и бизнеса.

Также нужно наладить конвейерное производство до 250 единиц в год. Такой подход даст возможность снизить себестоимость спутников, отработать до совершенства целый ряд технологий, поддержать внутренний выпуск комплектующих. А для потребителей, что очень важно, – обеспечить высокий уровень космических сервисов.

Кроме того, предполагается создание перспективных средств выведения на орбиту, переход на многоразовые ракетоносители и более экологически чистое топливо, развитие проектов фундаментального научного назначения и совершенствование кадрового потенциала отрасли».

То есть можно с радостью констатировать, что правительство понимает всю важность кадрового вопроса и успокоиться? Ну, значит, будет в ближайшем будущем, кому – цитируя Президента РФ – «максимально конкретизировать цели, обозначить чёткие задачи, решаемые с помощью космоса, параметры космических услуг, предоставляемых потребителям, выстроить понятные, отвечающие вызовам времени правила, современную нормативно-правовую базу, снизить регуляторные барьеры…» – и пр.

Более подробно вопрос с подготовкой кадров для космоса изучил Олег Слепец – эксперт Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», заместитель генерального директора по развитию оператора услуг спутникового мониторинга мобильных объектов с использованием технологий глобального позиционирования ГЛОНАСС/GPS в отраслях народного хозяйства (транспорт, сельское хозяйство) в Орловской области.

Обнаружилось, что в основополагающих документах как правило, отсутствует не только что методика подготовки будущих космических кадров, но и вовсе упоминание о ней. Тему игнорируют Закон о космической деятельности, Закон о навигационной деятельности, соответствующие постановления и распоряжения Правительства, а также организации, уполномоченные от лица государства вести и развивать навигационную деятельность в стране.

«То есть тема полностью игнорируется представителями реального сектора экономики, которым не интересна подготовка специалистов, способных работать с навигационными технологиями и оформлять результаты для повышения эффективности предприятий».

Более подробно об этой проблеме и о путях её решения можно будет прочитать в свежем номере «Вестника ГЛОНАСС» № 5-2024.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~C0uKJ
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.