Внедрение

Основы сертификации в системе «ЭРА-ГЛОНАСС»

27 Августа 2015
Основы сертификации в системе «ЭРА-ГЛОНАСС»
Со времени официального введения в промышленную эксплуатацию Государственной системы экстренного реагирования при авариях  «ЭРА-ГЛОНАСС» прошло восемь месяцев, но до сих пор возникают вопросы со стороны потребителей и потенциальных производителей устройств по разным правовым, организационным и эксплуатационным аспектам этой системы.

На животрепещущие вопросы читателей журнала «Вестник ГЛОНАСС», касающиеся сертификации устройств/систем «ЭРА-ГЛОНАСС», отвечает федеральный сетевой оператор Некоммерческое партнерство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС»).

ВГ: Что из себя представляет современная система сертификации устройств/систем «ЭРА-ГЛОНАСС»? Каков современный алгоритм действий для получения сертификата на устройство/систему для производителя?

НП: Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) для компонентов транспортных средств, к которым в соответствии с указанным регламентом относятся устройства/системы вызова экстренных оперативных служб (устройства/системы «ЭРА-ГЛОНАСС»), установлена двухэтапная система подтверждения соответствия требованиям ТР ТС 018/2011.

Сначала основные функциональные свойства и технические характеристики устройств/систем «ЭРА-ГЛОНАСС» (далее Устройств), требования к которым установлены в пункте 118 приложения 10 к ТР ТС 018/2011, подтверждаются в рамках обязательной сертификации по форме 2с, которая согласно ТР ТС 018/2011 предусматривает следующее:

- подача производителем Устройства заявки на сертификацию в орган по сертификации, аккредитованный установленным порядком на право проведения работ по сертификации Устройств и внесенный в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Евразийского экономического союза;

- проведение на основании решения органа по сертификации испытаний Устройства. Испытания проводятся испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными установленным порядком на право проведения работ по испытаниям Устройств и внесенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Евразийского экономического союза. Оформление протоколов испытаний и передача их в орган по сертификации;

- проведение сертификации системы менеджмента качества (СМК) изготовителя Устройства, если у него отсутствует действующий на момент подачи заявки сертификат на СМК. Сертификацию СМК проводит аккредитованный орган по сертификации СМК. Как правило, орган по сертификации продукции аккредитован и на право проведения работ по сертификации СМК;

- оформление органом по сертификации (при положительных результатах испытаний) сертификата соответствия по установленной форме и выдача его заявителю.

На втором этапе, уже в рамках работ, проводимых в рамках процедуры одобрения типа транспортного средства, оснащенного Устройством, на соответствие требованиям ТР ТС 018/2011, оцениваются функциональные свойства Устройства, установленные в разделах 16 и 17 приложения № 3 технического регламента. В частности, для систем «ЭРА-ГЛОНАСС» проверяется способность автоматического срабатывания и передачи необходимых данных о транспортном средстве при испытаниях на лобовое или боковое столкновение. В этом случае заявителем на сертификацию транспортного средства является его производитель, а сертификацию и испытания проводят органы по сертификации и испытательные центры, аккредитованные на право проведения работ по сертификации и испытаниям транспортных средств, оснащенных Устройствами.    

ВГ: Перечислите и поясните статус действующих органов по сертификации и испытательных лабораторий (в РФ и ТС).

НП: В настоящее время в качестве органа по сертификации Устройств аккредитованы: АНО «Сертификационный центр «Связь-сертификат» и ФГУП «Научно-исследовательский институт радио» (ФГУП «НИИР»), в качестве испытательной лаборатории – испытательная лаборатория «ЭРА» АНО «Сертификационный центр «Связь-сертификат» и испытательный центр ФГУП «НИИР».

В качестве испытательного центра по проведению испытаний транспортных средств, оснащенных Устройствами, аккредитован Испытательный центр механических транспортных средств, запасных частей и принадлежностей (НИЦИАМТ) ФГУП «НАМИ».
 
На сегодняшний день существуют все условия для успешного прохождения сертификации Устройств. В ближайшие годы с увеличением количества транспортных средств, подлежащих обязательному оснащению Устройствами в соответствии с требованиями ТР ТС 018/2011, возрастет число испытательных лабораторий и  органов по сертификации. НП «ГЛОНАСС» направило предложение 25 организациям, аккредитованным на право проведения сертификации и испытаний телекоммуникационного оборудования, рассмотреть возможность расширения области аккредитации для проведения испытаний Устройств. Уже сейчас Партнёрство готово оказать содействие в получении дополнительной информации и необходимых разъяснений.


Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~u7BjF

05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.