Недостаток квалифицированных кадров тормозит цифровизацию сельского хозяйства в России

Цифровое сельское хозяйство — это то будущее, о неизбежности которого говорят все эксперты. И хотя на сегодняшний день еще не все сельхозпроизводители используют хотя бы один цифровой сервис, но развитие таких платформ для фермерских хозяйств набирает темп. Данное направление поддерживается властями. Как заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на агропромышленной выставкой «Золотая осень»: «цифровизация не заменит свежий хлеб … однако она очень здорово помогает агропромышленникам». Журнал «Вестник ГЛОНАСС» поговорил с генеральным директором компании ExactFarming Анной Кудиновой о том, как относятся современные фермеры к цифровизации, дорого ли обходится внедрение цифровых решений и как быстро окупается. А также о том, что тормозит цифровизацию сельского хозяйства в России, и будут ли в итоге все использовать роботов и телеметрию.
Вестник ГЛОНАСС: Какие Вы могли бы выделить сдерживающие факторы для цифровизации? Что наоборот помогает?
Анна Кудинова: Сдерживающих факторов несколько. Первое - отсутствие достаточной и открытой информированности сельхозпроизводителей о предлагаемых технологиях и решениях.
Нам не хватает «цифровых дней поля», где производители цифровых решений могли бы для сельхозпроизводителей и партнеров из агроотрасли устроить «показательные выступления».
«Дни поля», которые проводятся сейчас в каждом регионе, нацелены на то, чтобы показать сельхозпроизводителям, какие есть новинки для них по семенам, агрохимии, технике. На таких мероприятиях мы тоже присутствуем, но все же это не совсем то – на цифровые стенды смотрят как бы между делом, в перерыве между тест-драйвом комбайна и лекцией по новым гибридам.
Если бы были «цифровые дни поля», где именно цифровые решения для сельхозпроизводителей были бы представлены как основная тема, предоставлены в «тест-драйв» — это было бы более эффективно. Люди должны своими руками пробовать, не просто искать что-то в интернете или читать презентации. Разработчики и производители должны сами показывать, давать в руки своим потенциальным клиентам предлагаемые продукты. Согласитесь, было бы здорово, когда каждый посетитель-фермер уходит с выставки с цифровой картой (если ее у него не было), каким-то специальным установленным приложением, где его научили и все настроили. В рамках демонстраций- «тест-драйвов» это могло бы быть для них бесплатным. Клиенты бы сравнивали и уже осознанно выбирали то, что им понравилось больше всего. Это также поможет фермерам лучше разобраться в теме цифровизации: они бы понимали для чего это нужно и знали, как это работает, за пару дней такого мероприятия в регионе можно индивидуально посмотреть-попробовать, посидеть с разработчиками рядом и задать все вопросы. Попробовать самостоятельно под руководством специалистов-производителей. Клиенты не тратили бы время и деньги в пустую на ненужные им инструменты, да и степень доверия к цифровым решениям выросла бы – личный контакт есть личный контакт.
Также для некоторых производителей сдерживающим фактором является стоимость оборудования. Это касается таких технологий, как дифференцированное внесение, БПЛА-технологии.
Кроме того, у многих нет квалифицированных кадров, которые могли бы взять на себя функцию внедрения цифровых решений: внедрить какое-то цифровое решение в сельхозпроцесс и получить результат. Я сейчас говорю не о крупных холдингах, где этим есть кому заниматься, а о средних и мелких сельхозпроизводителях, где все это ложится либо на агронома, либо на экономиста, либо на самого главу хозяйства, но только не на человека, который этому специально обучался.
Помогает цифровизации - поддержка крупных игроков (банки, страховые компании, производители агрохимии, удобрений, семян), которые подсвечивают тему цифровизации. Они много делают для развития цифровой темы, как в области просвещения, так и в области разработок, чтобы люди поняли, что эта тема важна, и это следующий шаг в повышении эффективности земледелия и сохранения ее плодородия почв.
Помогает деятельность Минсельхоза, который периодически устраивает различные региональные мероприятия (лекции, мастер-классы), рассказывает сельхозпроизводителям о теме цифровизации.
Еще помогает опыт зарубежных коллег, когда наши сельхозпроизводители ездят на выставки заграницу, смотрят, что там есть, и что-то перенимают, это тоже полезно – смотреть на чужой опыт.
Полную версию интервью читайте в журнале «Вестник ГЛОНАСС»