Внедрение

Навигатика, или снова о терминах и определениях в КВНО

27 Сентября 2021
Навигатика, или снова о терминах и определениях в КВНО

В журнале «Вестник ГЛОНАСС» системно публикуются материалы, касающиеся проблемных вопросов нормативного регулирования в сфере навигационной деятельности. Одна из болевых точек здесь находится в области терминологического обеспечения нормотворческого процесса и понятийного аппарата уже действующих официальных актов. Обусловленная дефектностью легальных дефиниций юридико-лингвистическая неопределенность отдельных положений нормативных правовых актов влечет коррупциогенность последних. Данная проблематика наиболее подробно освещалась в специально посвящённой ей статье «О терминах и определениях в КВНО» (см. «Вестник ГЛОНАСС».–М. – 2015.– № 3(25).– с. 16-31), а также в цикле статей о федеральном законе о навигационной деятельности (см. №№ 4-7 журнала), вышедших из-под пера автора настоящей заметки. С учетом того, что у нас пока не строго научное издание, сугубо научные вопросы терминологической работы местами удавалось доносить до широких масс узкой навигационной общественности, слегка балагуря при помощи литературного наследия классиков советской сатиры. Благо, цензуры пока нет, а редакция журнала автора в его журнальных замыслах не стесняет (аллюзия на А.С. Пушкина, его «Из Пиндемонти»).

Однако в ходе выполнения НИР «Структура» в 2020 г. по заказу Роскосмоса, в каковой Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» участвовала в качестве соисполнителя у АО «ЦНИИМаш», к данным вопросам подошли, конечно, уже сугубо академически, совсем без шуточек. В результате на свет появились пока еще нереализованные проекты двух документов - межведомственной «Стратегии развития системы нормативно-правового и нормативно-технического регулирования в сфере навигационной деятельности до 2030 года» и национального стандарта «Навигационная деятельность. Термины и определения». В них изложены принципиально важные дефиниции важнейших понятий в сфере навигации, принятие которых должно задать новую парадигму определения предмета правового и технического регулирования и развития «навигационной» терминосистемы. Речь идет о понятиях «навигация», «навигационная деятельность», «пространственно-временная (навигационная) информация» и «сфера навигационной деятельности». Всего же в проекте - 27 терминов. При этом определение понятия «навигации» в общенаучном, то есть применимом ко всем видам жизнедеятельности, аспекте дано впервые. Как известно, последняя определяется всегда применительно лишь к деятельности транспорта, в первую очередь, морского. Надеемся, что эти документы не дошли еще до стадии утверждения по бюрократическим причинам, а не из-за их качества. Тем более, что проект стратегии прошел обкатку у должностных лиц тех ведомств, которые намерены ее утвердить, и был предварительно одобрен. Попутно сообщим также, что формулировки из проекта стандарта были использованы также и в разрабатывавшемся под эгидой Торгово-промышленной Палатой Российской Федерации в 20021 г. проекте федерального закона о внесении изменений в наш любимый закон о навигационной деятельности (22-ФЗ 2009 г.), Законопроект создавался при активном содействии Ассоциации ГЛОНАСС/ГНСС-Форум, в первую очередь в терминологическом отношении. Документ ушел летом в Правительство РФ. Однако пока следы его теряются. Похоже, было не до него, особенно в свете готовившихся и теперь уже состоявшихся выборов в Государственную Думу. Хотя, думается, что шансы на прохождение этого законопроекта не слишком велики ввиду не достаточной проработанности ряда новелл, предложенных головным разработчиком. Наша же (Ассоциации) позиция состоит в том, что сам закон о навигационной деятельности надо переписывать заново. Черного кобеля не отмоешь до бела. Предлагаемые же изменения в него – мера паллиативная.

Однако вернемся к терминам. Как представляется, НИР – недостаточная площадка для решения таких важных вопросов, как выработка определений основополагающих понятий. Все-таки нужна и какая-то более широкая поляна для дискуссии по ним. Вероятно, и экспертного сообщества, которое также работает келейно, будет здесь маловато. В этой связи полагаем необходимым озвучить заложенные в проекте стандарта определения. 

Итак, выносим на суд общественности и ожидаем конструктивной критики по поводу следующих дефиниций:

«1. Пространственно-временная информация (навигационная информация; пространственно-временные данные) - состоящие из атрибутивных и метрических данных пространственно-временные характеристики пространственных объектов и процессов материального мира. 

Примечание: «пространственно-временная информация» определяется как предпочтительный термин, а «навигационная информация» - как общепринятый термин.

2. Навигационная деятельность - вид социально-экономической деятельности, имеющей целью производство пространственно-временной информации. 

Примечание: Содержанием навигационной деятельности является получение, хранение, преобразование и передача потребителям (институциональным единицам) пространственно-временной/навигационной информации. Осуществляется любыми институциональными единицами - как участниками гражданского оборота (хозяйствующими субъектами) в порядке предоставления коммерческих услуг, так и органами государственного и муниципального управления в порядке выполнения возложенных на них функций, связанных с обеспечением общества навигационной информацией (государственные и муниципальные услуги). К отдельным направлениям навигационной деятельности относятся геодезия, картография, дистанционное зондирование Земли и исчисление времени.

3. Навигация - использование (применение) пространственно-временной информации в рамках осуществления различных видов деятельности (для решения задачи управления объектами и процессами).

Примечание:

Категории «производство», «продукт (продукция)», «вид экономической деятельности», «институциональная единица» даются в определениях Системы национальных счетов 2008 года (ST/ESA/STAT/SER.F/2/Rev.5) [1] и МСОК [2].

… понятие навигации дается применительно лишь в аспекте человеческой жизнедеятельности. В зависимости от способа получения пространственно-временной информации различаются навигация когнитивная и техническая. Следует учитывать, что животным также присуща способность сообразовывать свою жизнедеятельность с пространственно-временными характеристиками объектов окружающего мира. В отличие от человека, животные получают данную информацию непосредственно через свои органы чувств. В свою очередь, человек, как часть биологического мира, также обладает такой способностью. В этой связи такая навигация (у человека и животных) определяется как биологическая. При этом применительно к человеку биологическая навигация выступает в форме когнитивной, то есть связанной с деятельностью мозга и мышлением. В то же время в человеческом обществе, в противоположность биологической, имеет место иная форма навигации - техническая (или инструментальная), то есть осуществляемая с помощью искусственно созданных предметов – приборов и т.п. Возможно прогнозировать в будущем появление новой формы навигации, представляющей собой синтез когнитивной и технической. 

В рамках общественного воспроизводства пространственно-временная информация, в зависимости от конкретной фазы последнего, выступает в качестве цели и результата (продукта) отдельного вида деятельности – навигационной (см. определение понятия «навигационная деятельность»), либо средства иных видов деятельности. Первая фаза обозначается как «производство», вторая – как «потребление». 

В понятии «потребление» следует различать экономический и технический аспект. В первом случае потребителем пространственно-временной информации является определенная институциональная единица (орган власти, физическое и юридическое лицо), выступает в юридическом аспекте как заказчик этого продукта деятельности. Во втором - любой объект, решающий навигационную задачу (см., например, понятие «потребитель ГНСС» [ГОСТ Р 52928-2010, статья 11]), в том числе и технический объект.

В зависимости от сферы использования пространственно-временной информации виды навигации классифицируются применительно к отдельным видам экономической деятельности, в первую очередь, транспортной, с ее подвидами (морской, авиационной, автомобильной и т.д.).

4. Сфера навигационной деятельности - совокупность отдельных видов социально-экономической деятельности, включающая в себя полный цикл обращения пространственно-временной информации, включающий ее производство, распределение, обмен и потребление (использование), а также производство средств навигации и навигационной деятельности». Конец цитаты.

Итак, если коротко, то новый концепт заключается в том, что навигационная деятельность и навигация рассматриваются каждая как самостоятельная фаза общественного воспроизводства пространственно-временной информации – производство и потребление. Содержанием навигационной деятельности является производство и предоставление потребителю пространственно-временной информации. В свою очередь навигация, как процесс использования результатов навигационной деятельности в рамках иных видов социально-экономической деятельности, представляет собой фазу общественного воспроизводства в виде производительного потребления данной информации. Соответственно, каждая из указанных фаз воспроизводства регламентируется правовыми и техническими нормами, относящимся в самостоятельным отраслям регулирования.

Данная концепция, на наш взгляд, позволяет преодолеть дефектность действующей законодательной дефиниции навигационной деятельности, состоящей в логически не обоснованном (ни формально, ни диалектически) подходе, согласно которому процессы использования (потребления) навигационной информации отнесены непосредственно к самой навигационной деятельности. Ну не может какая-либо деятельность «поедать» собственные результаты. Это похоже на змею, заглатывающую собственный хвост. Эдак львиную долю экономики можно объявлять подвидами навигационной деятельности. Ведь на сегодняшний день уже в более чем в 50 видах экономической деятельности и государственного управления находит свое применение навигационная информация и навигационные технологии. И этот перечень продолжается расширяться. Более того, в России более 40 ведомств отметилось на ниве нормотворчества по поводу использования навигации. И это мы еще не начали толком разбираться с тем, что творится на уровне регионов и муниципалитетов. Свою лепту сюда начинают вносить и крупные хозяйствующие субъекты (типа АО «РЖД» и др.) со своим локальным нормотворчеством. А ведь еще имели место и попытки навязать всей стране как общеобязательные нормы плоды нормотворческих усилий некоторых частных компаний. 

Всякий документ, как говорится, должен какое-то время отлежаться. Теперь, по прошествии почти года, свежий, не замыленный взгляд уже находит определенные недостатки в названных проектах стандарта и стратегии. Формат настоящей заметки, конечно же, не позволяет разобрать их все, однако есть один важный пункт, на который стоит обратить особое внимание.

Суть тут вот в чем. Не очень хорош термин «сфера навигационной деятельности». Он не совсем экономичен (есть такое нормативное требование к терминам) и отдает некоторым душком канцелярщины. Хотелось бы одного слова, короткого, чтобы не утяжелять тексты научных и официальных документов. На худой конец, пусть искомый термин станет просто синонимом, альтернативой имеющемуся трехсоставному. И, наверное, такое слово можно назвать. Это – «Навигатика». Имеем же мы термин «Энергетика». У обозначаемого им понятия есть, кстати, свое нормативное определение. Так, в ГОСТ Р 53905-2010. «Энергосбережение. Термины и определения», оно определяется как «область народного хозяйства, науки и техники, охватывающая топливно-энергетические ресурсы, производство, передачу, преобразование, аккумулирование, распределение и потребление энергии различных видов». По сути, примерно тот же объем понятия, только касательно энергии. Аналогия полная! При этом давайте учитывать и то, что ныне значимость навигационной информации для жизнедеятельности общества ненамного меньше значимости энергии. Так что, как видится, такое слово очень даже напрашивается на введение его в научный и публицистический оборот. И, вероятно, пока не поздно, коль стандарт еще не принят, применить в нем вместо «сферы навигационной деятельности».

В завершение хотелось бы признаться, что есть соблазн примерить на себя лавры первооткрывателя нового термина. Пусть автора поправят, если это не так, но ни в научной, ни в прочей литературе подобная словоформа еще нигде не применялась Однако, справедливости ради, следует сказать, что еще в 2008 г. был зарегистрирован товарный знак (знак обслуживания) с таким обозначением (свидетельство № 386466 от 11.08.2009). Но что характерно, деятельность бывшего правообладателя знака никоим образом не касалась навигации, да и сам знак, судя по всему, создавался никак не в связи с навигацией. Однако же срок его истек в 2018 году. Посему ничто не мешает нам запустить в оборот термин «Навигатика» вместо термина «сфера навигационной деятельности» или наряду с ним.


Константин Рейтор, Заместитель руководителя правового департамента Ассоциации «ГЛОНСС/ГНСС-Форум»


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~X4ZTB
24.04.2024
Евросоюз заявил о растущей взаимосвязанности коммунальных предприятий в городах и потенциального риска нанесения широкомасштабного вреда гражданам, если те вдруг станут жертвами кибератак.
23.04.2024
Рынок автострахования – важнейший компонент автомобильной промышленности – защищает водителей от финансовых потерь из-за аварий, краж и других транспортных проблем. По мере изменения поведения потребителей и развития технологий сектор автострахования претерпевает значительные преобразования. Эти изменения влияют не только на то, как страховые продукты разрабатываются и оцениваются, но также на то, как они продаются. Понимание тенденций, формирующих этот рынок, имеет важное значение для страховщиков, стремящихся оставаться конкурентоспособными, и для потребителей, стремящихся сделать осознанный выбор.
19.04.2024
Некоторые организации начинают использовать концепцию «мидстрима » (между восходящим и нисходящим потоком) для категоризации операций космических и наземных систем и описания деятельности по цепочке создания стоимости.
17.04.2024
Когда-то GPS была бесспорным лидером в спутниковой навигации (и ключевым инструментом американской «мягкой силы»). Теперь у неё в конкурентах – ГНСС от китайской BeiDou до российской ГЛОНАСС, и даже европейской Galileo с индийской региональной системы NavIC.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.