Внедрение

Много непонятного в прохождении и принятии навигационного закона

28 Декабря 2023
Много непонятного в прохождении и принятии навигационного закона

Среди «навигационных» итогов уходящего года одно из главных мест занимает вступивший в силу 17 августа Федеральный закон № 35-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О навигационной деятельности”», давший весьма богатую почву для размышлений и сомнений.

Согласно Плану законопроектной деятельности Правительства РФ на 2022 год, 35-ФЗ должен был внести изменения в 22-ФЗ («О навигационной деятельности») 2009 года в части наделения Минобороны «полномочием по установлению требований к морским навигационным руководствам и пособиям, их созданию, обновлению и предоставлению права их использования». Что же вызвало сомнения?

Как и положено, текст разработанного в недрах Минобороны проекта закона был размещён на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru), где в кратком описании проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, указывалось, что «отсутствие установленного порядка предоставления морских навигационных руководств и пособий создаёт неопределённость в сроках получения и порядке оплаты морских навигационных руководств и пособий заинтересованными федеральными органами исполнительной власти».

Однако юристы, профессионально занимающиеся правовыми вопросами навигации, к своему удивлению, не нашли на портале никаких материалов, связанных с обсуждением законопроекта. Между тем текст проекта закона, размещённого на портале, отличается от того, что был представлен в Государственную Думу 15 сентября 2022 г, и местами существенно.

Правок текста законопроекта при обсуждении его в палатах Федерального Собрания не было, за исключением перестановки некоторых слов в определении морских навигационных пособий, не повлиявших на суть дефиниции. Замечаний концептуального и юридико-технического характера законопроекту от Правового управления Думы, как указано в заключениях последнего, не имелось. Правое управление Аппарата Совета Федерации подтвердило, что законопроект соответствует Конституции РФ и согласуется с системой федерального законодательства. По результатам проведённой Управлением антикоррупционной экспертизы коррупциогенные факторы, как утверждается, выявлены не были. Далее, 17.02.2023, закон подписан Президентом РФ.

Идём дальше. В течение полугода, которые должны были пройти от подписания до вступления закона в силу, под него должно было быть принято три подзаконных нормативных акта:

1. Постановление Правительства РФ «Об определении размера вознаграждения за использование морских навигационных пособий»;

2. Приказ министра обороны Российской Федерации «Об утверждении порядка предоставления морских навигационных пособий»;

3. Приказ министра обороны Российской Федерации «Об установлении состава и содержания документов, включаемых в морские навигационные пособия».

По словам специалиста по навигационному законодательству К.И. Рейтора, «из них пока имеем только один утверждённый и другой в проекте с кучей вопросов к ним. Про 3-й, кажется, уже и забыли».

Никто из юристов не видел Пояснительной записки к законопроекту. Между тем Регламент Госдумы предписывает, что законопроект должен сопровождаться пояснительной запиской, содержащей предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта, а также мотивированное обоснование необходимости его принятия.

На этом странности, связанные с принятием 35-ФЗ, не кончаются. Более подробно о данной правовой коллизии читайте в статье К.И. Рейтора в свежих выпусках журнала «Вестник ГЛОНАСС».

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~oJOgf
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.