Внедрение

Минсельхоз, а цифровизация-то где?

11 Июня 2024
Минсельхоз, а цифровизация-то где?

Айтишники шутят, что в своё время компьютеризацию СССР погубила приставка «персональный». В начале восьмидесятых советские ЭВМ занимали целые этажи и мало кто слышал про такие чудеса, как PС/XT с цветным дисплеем. К счастью, времена изменились, и теперь уже никто из специалистов, погружённых в тему, не оспаривает тот факт, что цифровизацией страны и экономики в России начали заниматься одними из первых в мире.

В 2017 году Президент РФ на Петербургском международном экономическом форуме высказался на эту тему: «Цифровая экономика – это не отдельная отрасль. По сути, это основа, которая позволяет создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменяет формат образования, здравоохранения, госуправления, коммуникаций между людьми, а следовательно, задаёт новую парадигму развития государства, экономики и всего общества. В этой логике мы будем строить нашу экономическую и технологическую политику, промышленность, инфраструктуру, формировать открытую, свободную деловую среду и гибкий рынок труда, решать задачи, которые позволят обеспечить долгосрочный рост».

Далее, 4 декабря 2020 года Президент РФ отметил: «Наши планы повсеместного внедрения искусственного интеллекта, цифровой трансформации по глубине изменений во всех сферах аналогов не имеют. Они действительно затронут каждого человека, каждую семью, каждую отрасль экономики и социальной сферы, каждую организацию и каждый уровень власти, всю систему государственного управления».

В этом году появились, наконец, явные признаки того, что государство задумалось и начало движение в сторону технологического суверенитета будущего цифрового государства. Первой ласточкой стала «Стратегия научно-технологического развития РФ», утверждённая Указом Президента РФ от 28 февраля 2024 года № 145. В ней указаны основные задачи, которые необходимо решить для достижения целей научно-технологического развития страны.

В числе обозначенных пяти задач есть следующая:

«…сформировать эффективную систему управления в области науки, технологий и производства и осуществления инвестиций в эту область, обеспечив единое научно-технологическое пространство, ориентированное на решение государственных задач и удовлетворение потребностей экономики и общества…».

В свежем номере журнала «Вестник ГЛОНАСС» мы касаемся наболевшей темы: цифровизация сельского хозяйства. Это направление остаётся неизменным с 2017 года, несмотря на проблемы, санкции, тенденции и вызовы. Одна из основ, на которых базируется деятельность сельхозтоваропроизводителей, профильных министерств и ведомств, это Ведомственный проект Министерства сельского хозяйства РФ «Цифровое сельское хозяйство», изданный в 2019 году (официально не утверждён Правительством РФ и не является частью Национальной программы «Цифровая экономика РФ»).

Целью проекта была обозначена цифровая трансформация сельского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений для обеспечения технологического прорыва в АПК и достижения роста производительности труда на «цифровых» сельскохозяйственных предприятиях в 2 раза к 2024 году. Срок реализации: 2019–2024 годы.

Результаты исполнения проекта отсутствуют в официальной информации. Оценки влияния цифровизации отрасли на показатели нет ни в Правительстве РФ, ни в Минсельхозе. В национальном докладе за 2022 год в разделе «Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» указан единственный результат – с 1 марта 2022 года введена в эксплуатацию Федеральная государственная информационная система прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна (ФГИС «Зерно»). Средства федерального бюджета на ведомственный проект ежегодно используются на 100%.

Получается, что цифровизация сельского хозяйства проводится ради отчётности по цифровизации экономики, без влияния на развитие отрасли и без помощи сельхозтоваропроизводителям. И где же новые эффективные цифровые технологии и платформенные решения, заявленные в цели проекта?

В ведомственном проекте «Цифровое сельское хозяйство», направленном на создание единой национальной цифровой платформы в АПК, предусмотрена следующая этапность:

- первый этап – создание и внедрение национальной платформы (2019–2024 гг.),

- второй этап – создание и внедрение модуля «Агрорешения» национальной платформы (2019–2024 гг.),

- третий этап – создание системы непрерывной подготовки специалистов сельскохозяйственных предприятий (2019–2024 гг.).

Но о какой этапности проекта можно говорить, когда все этапы проводятся одновременно, хотя функционально должны проводиться последовательно? Здесь можно говорить о подмене понятий – этапы вместо разделов.

А фактически получается, что заявлением Минсельхоза о создании платформы в конце октября 2022 года выдают желаемое за действительное.

В рамках национального проекта Минсельхозом планировалось внедрение новых технологий и инноваций в сельское хозяйство, что позволит увеличить производительность и снизить затраты.

На страницах журнала Олег Слепец, заместитель генерального директора по развитию ООО «Единая Национальная Диспетчерская Система – Орёл», эксперт Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», выводит Минсельхоз «на чистую воду», формулируя упрёк в том, что Министерство резво бежит впереди паровоза и выдаёт информацию, не соответствующую действительности.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~ABXWu
18.06.2025
В рамках нового национального проекта «Космос», рассчитанного на период с 2025 по 2036 год, Роскосмос планирует реализовать восемь федеральных проектов. Об этом сообщил Дмитрий Баканов, глава Роскосмоса, на форуме «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) в Нижнем Новгороде. Общий бюджет проекта составит 4,5 трлн рублей, включая средства на создание ракеты «Амур» с возвращаемой первой ступенью.
16.06.2025
В России в рамках программы Национальной технологической инициативы создали Центр, который будет заниматься развитием технологий для космических систем. На его создание было выделено более миллиарда рублей.
09.06.2025
В рамках XVI Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum 2025» Росреестр провёл сессию, посвящённую перспективам геопространственного сотрудничества и планам взаимодействия в новых геоэкономических реалиях.
06.06.2025
Европейское космическое агентство сделало шаг в обеспечении постоянной безопасности своей критической инфраструктуры, открыв Центр операций по кибербезопасности в Европейском центре космических операций.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.