Микромобильность в умном городе

Города испытывают множество проблем: рост населения, увеличение пробок на дорогах и загрязнение окружающей среды, необходимость выполнения инициатив по обеспечению устойчивого развития и многое другое. Такие решения, как микромобильность, могут помочь решить некоторые из них.
Половина населения мира проживает в городских центрах, и ожидается, что к 2050 году этот процент вырастет. Строительство большего количества дорог для удовлетворения потребностей в транспорте не по карману городскому бюджету и не соответствует целям устойчивого развития. Как показывает практика, бесполезно. Общественный транспорт помогает, но часто не обслуживает все районы одинаково. Жителям по-прежнему необходимо решать вопрос «последней мили» — как добраться до остановки общественного транспорта и обратно. Микромобильность устраняет эти пробелы и предлагает множество дополнительных преимуществ.
Единицы микромобильности передвигаются с низкой скоростью, не используют ископаемое топливо и перевозят только одного или двух человек за раз. Они предназначены для использования на велосипедных дорожках. Сегодняшняя микромобильность обычно означает электрические скутеры и велосипеды.
К многочисленным преимуществам такого формата относятся:
• Низкий углеродный след: средства микромобильности обычно приводятся в действие электричеством или управляются людьми (например, велосипеды). Это позволяет контролировать воздействие на окружающую среду. Эти автомобили также более эффективно используют энергию. Микромобиль с электроприводом в 100 раз эффективнее автомобиля. Когда велосипеды и скутеры образуют общий банк ресурсов, след становится ещё меньше, поскольку товар используется только по мере необходимости.
• Менее затратно: ежедневная поездка на пять миль с использованием к.-л. варианта микромобильности будет стоить $2,93 в год вместо $180 с лишним на автомобиле.
• Более справедливо: политические аналитики утверждают, что микромобильность обеспечивает доступ к «транзитным пустыням», районам, которые в противном случае могли бы не обслуживаться традиционными видами транспорта, в то же время делая транспорт более доступным и широко распространённым
• Меньше зависимости от автомобиля: потребуется время, чтобы изменить мышление, ориентированное на автомобиль, но микромобильность вполне может привести к этому.
Значительные и многообещающие возможности, которые предоставляет микромобильность, лучше всего раскрываются в сочетании с Интернетом вещей (IoT). Как и в большинстве других приложений, в которых IoT находит применение, эта технология помогает двумя способами. Интернет вещей работает в режиме реального времени на «периферии» и предоставляет данные, которые градостроители могут собирать и анализировать для изучения долгосрочных транспортных потребностей и тенденций.
В зависимости от потребностей в данных микромобильное устройство может включать различные датчики: связь ближнего радиуса действия (NFC) для разблокировки автомобиля и онлайн-платежей; датчик ГНСС для отслеживания местоположения в автопарке, датчик звука, который может предупреждать пешеходов, и датчик движения. В продвинутых случаях микромобиль может использовать датчики качества воздуха и шума для записи данных об окружающей среде и передачи их третьим лицам для анализа качества окружающей среды.
Блок микромобильности, управляемый IoT, может связываться с менеджерами автопарка, чтобы передавать местоположение, обеспечивая лучшую видимость каждого устройства. Отслеживая данные о местоположении во времени, провайдеры микромобильности могут определять тенденции пикового использования и соответствующим образом планировать использование устройств. IoT также обеспечивает связь (V2C) между устройством и другими транспортными средствами на дороге для уменьшения загруженности транспортного потока. Точно так же датчики приближения могут предупреждать пешеходов на дороге о присутствии устройства.
IoT помогает пользователям безопасно возвращать устройства на док-станции и помогает поставщикам в обслуживании парка. Данные IoT от парков микромобильности могут сигнализировать о том, что, скажем, устройство вот-вот выйдет из строя – для профилактического обслуживания. Шаблоны использования IoT в зависимости от времени и местоположения также могут помочь градостроителям спланировать инфраструктуру, чтобы освободить место для конкурирующих транспортных решений.
Хотя транспортные средства с низким уровнем воздействия для последнего километра — хорошая идея, концепция не лишена некоторых камней преткновения.
В 2019 году люди совершили 136 миллионов поездок на общих (шеринговых) велосипедах и скутерах, что на 60% больше, чем годом ранее. График роста выглядит многообещающе: ожидается, что к 2025 году мировой рынок микромобильности достигнет $150 млрд. Городские планировщики, которые беспокоятся о решениях для микромобильности, отнимающих драгоценную недвижимость от тротуаров и автомобильных дорог, должны работать над жизнеспособными решениями, которые учитывают новые способы транспортировки и доставки (автономные роботы-доставщики уже вокруг нас!).
Разбросанные повсюду самокаты вызвали раздражение и недоброжелательность среди пешеходов и других участников движения. Поставщики микромобильности могут уменьшить количество таких инцидентов с помощью датчиков, управляемых Интернетом вещей, которые направляют пользователей к зарядным док-станциям или взимают плату за нарушения.
Связь в дороге — ещё одна проблема, которая проверит полезность микромобильности. Когда пользователи не могут надёжно задействовать самокат или пристыковать его в нужном месте, закончив поездку, они вряд ли будут в восторге от такого транспортного решения. Ожидается, что 5G и глобальные сети (WAN) обеспечат необходимую коммуникационную инфраструктуру.
Плохое поведение пользователей — вождение по тротуарам вместо выделенных велосипедных дорожек — тоже отрицательно скажется на отношении властей. Впрочем, власти могут использовать некоторые входные данные из данных IoT и упреждающих правительственных структур, которые учитывают мультимодальные транспортные решения.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал