Внедрение

Как вывести высокоточное позиционирование из тупика

25 Марта 2024
Как вывести высокоточное позиционирование из тупика

По мнению Олега Слепца, эксперта Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», заместителя генерального директора по развитию оператора услуг спутникового мониторинга мобильных объектов с использованием технологий глобального позиционирования ГЛОНАСС/GPS в отраслях народного хозяйства (транспорт, сельское хозяйство) в Орловской области, высокоточное позиционирование у нас – в глухом тупике.

Между тем тема высокоточного позиционирования (ВТП) в сельском хозяйстве больше десяти лет является ведущей в научных и хозяйственных кругах аграрной отрасли мира и страны. Развитие точного земледелия претендует на то, чтобы стать одной из главных особенностей деятельности агропромышленного комплекса РФ в настоящее время. Под этим понимается предоставление доступа к информации о посевах и полях в режиме реального времени с использованием датчиков и с анализом получаемых полевых и оперативных данных.

«Охарактеризовать рассматриваемый период в развитии систем высокоточного позиционирования в стране можно известной фразой: “Шаг вперёд, два шага назад”, – утверждает эксперт. – В сельском хозяйстве доля использования систем высокоточного позиционирования неуклонно снижается по причине отсутствия технических возможностей, и это при увеличении запросов на использование дифференциальных поправок при выполнении полевых работ сельскохозяйственной техникой».

Причины тому, по его мнению, носят как субъективный, так и объективный характер. Так, большая часть оборудования и программного обеспечения для работы базовых станций RTK – иностранных производства и разработок, в основном американских, что в условиях санкций никак не способствует развитию отрасли. В силу этого обстоятельства часть оборудования и целых систем, ранее обеспечивающих потребителей, особенно в сельском хозяйстве, прекратила работу на территории страны. Это привело к изменению технологических операций, увеличению сроков полевых работ, увеличению затрат, снижению рентабельности и повышению рисков для агропредприятий.

Опять же, значительное количество полей в сельхозпредприятиях находится рядом с охраняемыми территориями (в связи с СВО), что привело к потере возможности передачи корректирующих поправок по каналам сотовой связи.

Отечественных разработок систем и оборудования для точного земледелия становится больше, но это частные разработки небольших компаний. «Государственных потуг» на этом поприще не наблюдается.

В связи с этим в ближайшем будущем вполне могут возникнуть трудности с выращиванием и сбором урожая.

«За последние четыре года сети высокоточного позиционирования в стране окончательно превратились из государственных в частные и региональные, - говорит О.Г. Слепец. – Единый центр координации, контроля и управления высокоточными системами и сервисами так и не создан, а то, что планировалось (например, громко распиаренное создание в 2017 году Национальной сети высокоточного спутникового позиционирования – ВГ), как обычно, оказалось просто имитацией бурной деятельности. Нет и не предвидится создания Единого окна информации для потребителей в стране на цифровой основе».

Выход из создавшейся ситуации О.Г. Слепец видит в утверждении единого заказчика услуг высокоточного позиционирования для предприятий АПК и сельхозтоваропроизводителей. Его анализ сегодняшнего состояния систем высокоточного позиционирования в РФ, критика подхода к их работе и строительству и рецепты решения проблемы представлены в свежем номере «Вестника ГЛОНАСС».

«Необходим единый оператор этих услуг и информационный портал информации для агропредприятий и всех, кто трудится на земле, – говорит эксперт. – Это где-то на стыке Минсельхоза и Роскосмоса – значит, задача, которую может решить только Правительство. Кто-нибудь – подскажите, донесите!».

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~7JjzU
27.04.2024
Вопросы популяризации сервисов и услуг на основе системы ГЛОНАСС в странах Евразийского экономического союза обсудили представители Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» и Евразийской экономической комиссии. Встреча прошла на полях международного форуму «Автонет».
27.04.2024
Беспилотные автомобили, также известные как автономные транспортные средства (AV), оснащены необычными датчиками, камерами и сверхумным искусственным интеллектом (ИИ), и всё это позволяет им самостоятельно перемещаться по дорогам.
25.04.2024
Россия будет усиливать космическую группировку арктических спутников для более качественного круглогодичного и круглосуточного мониторинга Севморпути, заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин в рамках коллегии Росгидромета.
24.04.2024
Евросоюз заявил о растущей взаимосвязанности коммунальных предприятий в городах и потенциального риска нанесения широкомасштабного вреда гражданам, если те вдруг станут жертвами кибератак.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.