Европа: Значимость общественного транспорта для умных городов и городской мобильности

В Европе большинство городов хотят уменьшить зависимость от автомобилей и создать более пригодную для жизни и устойчивую городскую среду, где улицы заполнены пешеходами, велосипедистами, зеленью и привлекательными пространствами, а не парковочными местами, движением, шумом и прочим загрязнением окружающей среды. Воплощение этого видения в реальность требует наличия доступных и инновационных услуг общественного транспорта, которые мотивируют людей оставлять машину дома. Несмотря на государственную политику и финансирование проектов по расширению использования общественного транспорта, в распределении видов транспорта в странах ЕС по-прежнему доминируют автомобили, на долю которых приходится более 80% от общего количества пройденных пассажирокилометров и значительный объём городского пространства, что оказывает пагубное воздействие на уязвимых граждан.
В дополнение к снижению зависимости от автомобилей и заторов, «умные города» инвестируют в инновации общественного транспорта для повышения безопасности, предоставления доступных услуг мобильности и обеспечения всеобъемлющего доступа к занятости, образованию, здравоохранению и культурным возможностям.
Отчёт Международной ассоциации общественного транспорта «Инновационный индекс городской мобильности» утверждает, что в настоящее время происходит трансформация городской мобильности, «обусловленная тенденциями цифровизации, диверсификации и уплотнения, сосредоточенными на инновациях для улучшения качества жизни». Главный вывод отчёта заключается в том, что «города активно участвуют в инновациях больше, чем когда-либо, и они также экспериментируют с более широким спектром инноваций».
Европейские города инвестируют в решения для мобильности, включая инновации в общественный транспорт, мультимодальную инфраструктуру, цифровые технологии, мобильные билеты и пр.
Город Сарагоса с населением в 675 000 человек обогнал Мадрид и Барселону в рейтинге «умных городов» IMD отчасти благодаря своей современной системе общественного транспорта. Считающийся одним из лучших в Испании, он высоко ценится за свой парк чистых, безопасных транспортных средств и внимание к обслуживанию пассажиров и тарифам.
В Сарагосе «один из самых низких показателей владения автомобилями в Испании – менее 400 автомобилей на 1000 жителей», а трамвайная система занимает 23% рынка от общего объёма городских поездок.
Сарагоса планирует электрифицировать свой автобусный парк новыми транспортными средствами, которые «сочетают в себе преимущества пропускной способности трамваев (лёгкость доступа и внутренней циркуляции) с гибкостью автобуса».
Монпелье (Франция) специалисты признают вторым по «умности» городом в стране после Парижа. Жители и гости городка ценят качественную городскую сеть общественного транспорта с современной трамвайной системой. Власти города обещают предоставить бесплатный общественный транспорт для всех жителей к концу 2023 года.
Цели городской мобильности заключаются в том, чтобы предложить «мирную и пригодную для дыхания городскую среду» и разработать привлекательные альтернативы вождению автомобиля. К 2026 году Монпелье намерен улучшить и диверсифицировать услуги общественного транспорта и ограничить движение частных транспортных средств. По оценкам градостроителей, 83% всех жителей столичного региона (более 780 000 человек) и 98% жителей города Монпелье будут обслуживаться сетью общественного транспорта.
Согласно плану, цели мобильности города охватывают транспортную доступность, меры по борьбе с изменением климата, цифровые инновации, повышение безопасности дорожного движения и городского пространства, а также снижение зависимости от автомобилей за счёт мультимодальных перевозок, на долю которых к 2035 году должно приходиться не менее 75% городского трафика.
Трамвайная система Дрездена является основой общественного транспорта в городе. На основных линиях, проходящих через центр города, трамваи ходят каждые две минуты. Благодаря низкопольному подвижному составу станции сети полностью доступны для пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Более 30% пассажиров общественного транспорта пользуются автобусами, которые курсируют по 29 городским Город предлагает бесплатное приложение для составления расписания, предоставляющее краткую информацию обо всех остановках общественного транспорта и информирующее пассажиров о перебоях в движении. Для тех, кто не является постоянным пользователем общественного транспорта и просто хочет сесть на борт, бесплатное приложение для регистрации заезда/отъезда позволяет гибко перемещаться по городу.
Города любых размеров сталкиваются с риском того, что рост населения и экономическое развитие не всегда приводят к улучшению городской мобильности. На самом деле, в городах, страдающих от разрастания, с высоким уровнем зависимости от автомобилей и дорожных заторов, часто происходит обратное.
Организации общественного транспорта во многих городах враждебно относятся к инновациям и не имеют чёткого представления о том, как должны выглядеть будущие системы мобильности. Они также не интегрируют виды транспорта и не реагируют адекватно на изменения в потребностях пассажиров.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал