Внедрение

Эксперты предрекают коллапс экономики из-за угроз для GPS

24 Декабря 2024
Эксперты предрекают коллапс экономики из-за угроз для GPS

Экономика США зависит от 31 спутника GPS, которые вращаются вокруг Земли и формируют национальную глобальную систему позиционирования. Разработанный полвека назад для военного применения, GPS ежедневно используется множеством устройств по всему миру. Он внутри телефонов, внутри автомобилей и в кабине авиалайнеров. Это также сверхточные часы, с помощью которых фондовый рынок отслеживает каждую сделку, электросеть синхронизирует генерирующие станции, работают мобильные телефоны, а товары доставляются в магазины или домой.

Брэд Паркинсон, разработавший GPS для ВВС США в 1970-х годах, теперь – заместитель председателя Национального консультативного совета по космической навигации – предупреждает об угрозах системе и призывает к скорейшему созданию резервной системы для предотвращения экономической катастрофы.

Сигналы GPS относительно слабы; Паркинсон описал их как «десятую часть миллионной миллиардной доли ватта». Это делает их невероятно лёгкими для глушения или подавления с помощью поддельных координат.

Министерство транспорта США (DOT) сообщает, что ежедневно происходит тысячи инцидентов с глушением, затрагивающих авиалайнеры. «За один месяц 41 000 самолётов Boeing, Airbus и других были затронуты спуфингом», — говорит Карен Ван Дайк из DOT. Спуфинг используется в преступных целях для отправки неверной информации о местоположении на суда и самолёты или для сокрытия местонахождения преступника от властей.

«Они посылают ложные сигналы GPS, мощность которых немного меньше мощности настоящих сигналов GPS, но затем они медленно-медленно увеличивают мощность сигнала до тех пор, пока она не станет чуть выше мощности настоящих сигналов, и приёмники переходят туда», — говорит Дана Говард из Фонда надёжной навигации и тайминга.

Адмирал Тэд Аллен, бывший командующий Береговой охраны США и нынешний председатель Национального консультативного совета по навигационному и временному определению местоположения (PNT), заявил, что были случаи, когда навигационные системы на судах в море отображались как находящиеся внутри страны.

В США нет резервной системы для GPS. Если бы созвездие из 31 спутника было выведено из строя или нарушено, США пришлось бы полагаться на сигналы иностранных систем.

Некоторые американские агентства в настоящее время интегрируют европейскую космическую систему Galileo.

У России есть своя глобальная система позиционирования ГЛОНАСС. У Китая есть космическая система BeiDou. У них также есть наземные резервные системы, которых нет у США. Китай полагается на триаду космических, оптоволоконных и наземных вещателей для надёжного, избыточного позиционирования и синхронизации.

С 2004 года президенты США издавали указы, обязывающие агентства разрабатывать резервную систему, которая пока не материализовалась. За это время Россия и Китай продемонстрировали отдельные возможности по уничтожению спутников в космосе.

Консультативный совет искал надёжную наземную резервную систему, которая могла бы транслировать сигнал по всем Соединённым Штатам. Но у вещателей уже есть вышки по всей стране. Национальная ассоциация вещателей (NAB) готова встроить сигналы GPS в свои телевизионные сигналы следующего поколения по всей стране. «Решение — BPS, и это для Broadcast Positioning System, — говорит главный технический директор NAB Сэм Матени. – По сути, мы принимаем тот же самый сигнал синхронизации, который передаётся через спутник GPS, за исключением того, что мы делаем это с телевизионной вышки».

«Это не предназначено для замены GPS, — сказал Матени. – Это должно быть независимой системой. Она может работать полностью независимо от GPS, что, по нашему мнению, является одним из главных преимуществ BPS».

Паркинсон назвал это привлекательным решением; Говард сказала, что предлагаемое решение «показывает большие перспективы. Оно обладает большой точностью. Инфраструктура уже создана».

Член совета директоров и эксперт по времени Пэт Даймонд считает, что BPS — это вопрос национальной безопасности. «Эта система способна передавать время так же точно, как и то, что вы получаете от GPS», — сказал Даймонд.

BPS не требует никакого регулирующего одобрения, но вещателям придется потратить деньги на установку специализированного оборудования на каждой телевизионной станции в США. Они также рассчитывают на Федеральную комиссию по связи в вопросе быстрого развёртывания телевидения следующего поколения ATSC 3.0, поскольку BPS использует этот стандарт для передачи сигнала синхронизации.

Последний запуск нового спутника GPS в США состоялся недавно (cедьмой космический аппарат GPS III SV07 был запущен 16 декабря с.г. с космодрома Космических сил на мысе Канаверал, прим. Ред.). Последняя партия спутников в конечном итоге предоставит сигнал, который будет гораздо сложнее подделать, но им нужен ещё один спутник для развёртывания этого нового протокола.

Военные командиры не стеснялись предупреждать об экономических последствиях отказа GPS. «Вся экономика остановится, потому что мы не сможем перемещать данные, людей и товары», — сказал генерал Космических сил США Майкл Гетлейн.

Военные имеют доступ к более защищённым приёмникам и зашифрованным сигналам, которые неуязвимы для спуфинга. Эта технология запрещена для гражданских приёмников.

«Мы знаем, как сделать GPS-приёмник практически невосприимчивым к глушению и спуфингу, но сейчас производитель не может использовать эти технологии из-за ограничений», — сказал Паркинсон.

«Наши противники знают, что мы в опасности, — сказал Даймонд. – Я хотел бы, чтобы американская общественность связалась со своими избранными должностными лицами и задала им вопрос: когда вы собираетесь это исправить?»


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~goKtw
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.