Внедрение

Эксперт: Пора определить место беспилотников в бизнесе

25 Декабря 2020
Эксперт: Пора определить место беспилотников в бизнесе

Необходимо определиться с экономической эффективностью использования беспилотных автомобилей и выработать соответствующую бизнес-модель их применения. Однако для встраивания их в перевозочный и логистический процессы необходимо решить ряд организационных и экономических вопросов, организационных и правовых вопросов, которые пока остаются вне поля действия официальных планов и программ развития высокоавтоматизированных транспортных средств. Такое мнение в беседе с журналом «Вестник ГЛОНАСС» выразил генеральный директор ООО «Интеллектуальные транспортные технологии» Александр Борейко.

По его словам, на сегодняшний день необходимо обратить пристальное внимание на организационные и экономические аспекты применения высоко- и полностью автоматизированных транспортных средств. Требуется разработка новых моделей организации бизнеса на основе их применения.

Александр Борейко уточнил, что данное направление должно охватывать такие ключевые вопросы, как:

  • организационные и экономические аспекты взаимодействия с транспортной инфраструктурой, включая процессы погрузки и выгрузки, прохождения контрольных и досмотровых процедур в ходе перевозки;

  • осуществление контроля перевозочного процесса и соблюдения предписанных условий перевозки со стороны ГКО (государственных контролирующих органов), включая транспортный контроль, а также таможенный, пограничный, санитарный и фитосанитарный и другие виды контроля;

  • осуществление сервисного и технического обслуживания высокоавтоматизированных и полностью автономных высоко- и полностью автоматизированных транспортных средств в ходе перевозочного процесса;

  • страхование различных видов рисков и ответственности участников перевозочного процесса;

  • обеспечение соблюдения таможенных правил и процедур при осуществлении перевозок с применением высокоавтоматизированных и полностью автономных высоко- и полностью автоматизированных транспортных средств, а также минимизации таможенных рисков; 

  • осуществление межвидового взаимодействия, включая смену модальности перевозки, переход ответственности и рисков утраты и\или повреждения груза при осуществлении мультимодальных перевозок (например, в случае доставки беспилотными автомобилями контейнеров для погрузки на железнодорожные платформы) и др.

«К сожалению, данные вопросы практически не вошли в дискурс обсуждений и отечественную повестку развития высокоавтоматизированных и полностью автономных высоко- и полностью автоматизированных транспортных средств. Не находят они свое отражение и в официальных планах и программах, что, к сожалению, свидетельствует о пропасти между энтузиазмом разработчиков и реальными потребностями рынка и бизнеса в организации перевозочного процесса и выстраивании эффективных логистических систем», - отметил эксперт.

Абсолютно практический характер данных вопросов, по словам Борейко, можно оценить, представив, как «инспектор на трассе останавливает беспилотник с наивным вопросом\приказом «дыхните!» - а за рулем Робот Федор. Думаю, что в замешательстве и непонимании ситуации будут все участники данной сцены…»

Таким образом, считает эксперт, разработка и проведение тестирования высокоавтоматизированных и полностью автономных высоко- и полностью автоматизированных транспортных средств, безусловно, представляет увлекательную инженерную задачу. Однако, она не отвечает на принципиальный вопрос – а в чем бизнес, и как заработать? Есть существенная определенная разница между инженерной разработкой и этой задачей и формирования эффективной экономической бизнес-модели применения беспилотников в логистике, отвечающей как действующей нормативно-правовой базе в сфере экономических отношений, включая транспортное и таможенное законодательство, так и направлениям их перспективного развития.

«Очевидно, в данных направлениях предстоит большая работа. Но для начала необходимо осознать её важность и актуальность, прежде чем заниматься очередным изобретательством очередной самобеглой тележки и её помпезной выкаткой на заснеженные просторы Столицы», - заключил собеседник журнала.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam



Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~99zC7
15.12.2025
Новый отчёт Европейского института космической политики (ESPI) рисует тревожную картину: космическая отрасль всё ещё привлекает и вдохновляет сотрудников, но не всегда может их удержать.
12.12.2025
Импортозамещение программного обеспечения в промышленности развивается успешно, однако существуют проблемы в областях, где ПО разрабатывалось для решения конкретных задач, а не для общего направления.
10.12.2025
Цифровая трансформация в России вышла в новую фазу, когда потенциал «дешёвого» импортозамещения исчерпан, а подотрасли цифровой экономики необходимы в новой волне инвестиций в более сложные продукты.
05.12.2025
Учёные NASA предупреждают, что свет от множества новых спутников может серьёзно ухудшить качество снимков, сделанных космическими телескопами, включая «Хаббл».

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.