Внедрение

Эксперт о затратах на сертификацию авиабеспилотников в России и ЕС

25 Июня 2021
Эксперт о затратах на сертификацию авиабеспилотников в России и ЕС

Распространение и легальное использование авиационных беспилотников весом более 30 кг в России осложняется не только техническими и правовыми аспектами, на это также серьезно влияет экономический фактор.

В докладе, представленном генеральным директором ООО «Ранавиа» Андреем Патраковым на совещании в аналитическом центре при Правительстве РФ, говорится, что сертификация «лёгких» авиационных беспилотных систем (БАС) в России стоит на порядки дороже, чем в странах ЕС.

«Допуск к эксплуатации малых БАС в ЕС максимальной взлетной массой (mtow) до 600 кг: Аттестуется по методологии, разработанной ассоциацией Jarus и введённой в действие EASA (Европейское агентство авиационной безопасности). Включение в реестр Агентства одобренных БАС через одобрение «Design Verification Report» (Заключение по проверке конструкции). Стоимость услуги в 4 млн. руб. (180 часов работы экспертов Агентства по ставке 247 евро за час)», - говорится в презентации эксперта.

Для сравнения приводятся условия сертификации беспилотников через Росавиацию в России. «Допуск к эксплуатации малых БАС в РФ максимальной взлётной массой более 30 кг: Попадает под действие ФАП-21. Методическая и нормативная база отсутствует. Включение в реестр ФАВТ происходит по «понятийной» процедуре. Стоимость услуги сертификационных центров Росавиации в районе 300 млн. руб. за «сертификацию квадрокоптера, включая 700% накладных расходов», - отмечается в документе.

Таким образом, несмотря на декларируемые призывы к развитию беспилотных технологий в России, правовые и экономические условия для этого развития пока не созданы.

В этой связи интересна инициатива правительства РФ, внесенная 15 марта в Госдуму, согласно которой предусматривается расширение возможности использования беспилотных летательных аппаратов. Как отмечается в пояснительных материалах, требования действующего авиационного законодательства «направлены на регулирование пилотируемой авиации и предъявляют невыполнимые требования к некоторым видам беспилотных авиационных систем». Кроме того, сейчас отсутствуют «сертификационные требования, отвечающие современному виду беспилотного летательного аппарта в их многообразии», это мешает развитию данного рынка.

«В связи с этим предлагается предоставить возможность применения с определенными особенностями отдельных положений Воздушного кодекса Российской Федерации», — говорится в пояснительной записке. Разработчики уточняют, что речь может идти о грузовых перевозках с использованием беспилотных авиационных систем, обеспечивающих доставку широкого спектра грузов от 0,1 кг до 500 кг.

В частности, в статью Воздушного кодекса РФ об обязательной сертификации и аттестации в гражданской авиации вносится изменение, согласно которому действие требования об обязательной сертификации беспилотных систем «может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций», утверждаемой в соответствии со специальным законодательством. Аналогичная поправка вносится и в ряд других статей кодекса.

В настоящее время данный законопроект находится на рассмотрении.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~Aftb6
03.07.2025
Модератор сессии, президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук: «Хочу, чтобы вы понимали, что у нас большое количество людей и компаний, которые готовы “бежать”. И поэтому задача руководителя Роскосмоса и нас всех – в том, чтобы “затоптать” дорогу в Минфин и создать другие механизмы, согласно предложениям Президента».
02.07.2025
Наученный горьким опытом, парламент Ирана принял закон о запрете использования и вообще завоза «Старлинков» в Исламскую Республику. Теперь за пользование этой системой в Иране можно будет присесть до 2 лет. За завоз их в страну можно будет получить от 5 до 10 лет в зависимости от количества терминалов.
27.06.2025
В рамках второго саммита «Центральная Азия — Китай», который состоялся в июне 2025 года, подписано соглашение между правительствами Казахстана и Китая о технико-экономическом сотрудничестве.
26.06.2025
Создание универсального подхода к научно-техническому прогнозированию в сфере космических технологий и услуг — это ключевая технология, упомянутая в недавно принятом законе о технологической политике. Она способствует повышению экономической результативности различных секторов экономики, заявил на петербургском международном экономическом форуме ректор Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.