Внедрение

Эксперт о планах внедрения национальной цифровой транспортно-логистической платформы

8 Июля 2024
Эксперт о планах внедрения национальной цифровой транспортно-логистической платформы

Правительство РФ утвердило постановление о проведении эксперимента по созданию национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Инициатива призвана упростить процедуру грузоперевозок, увеличить скорость и объемы поставок необходимых товаров.

Тестирование информационной системы запланировано с 1 августа 2024 года по 1 июня 2025 года. Одна из целей – внедрение электронного документооборота на всех этапах грузоперевозок, которые ведутся автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным транспортом. Также будет апробирована выдача разрешительных и товаросопроводительных документов через механизм «одного окна». Оператором цифровой платформы определен Минтранс.

О цифровизации транспортной логистики журнал «Вестник ГЛОНАСС» поговорил с Марией Никитиной, экспертом по транспортной логистике, основателем экспертно-аналитического проекта N.Trans Lab.

По ее словам, транспортная отрасль действительно нуждается в цифровизации. В первую очередь речь о применении всех доступных инструментов цифровых сервисов в логистике. Здесь и big data, и искусственный интеллект (ИИ), и цифровые двойники и блок-чейн и многое другое.

«Цифровизация в логистике действительно может дать колоссальный эффект, по двум соображениям. А) Цифровизация априори эффективна в среде с большим массивом типовых данных. А это именно то, из чего состоит транспортная логистика – широкая линейка параметров с большим объёмом типовых переменных и Б) уровень нашей продвинутости в цифровизации логистики – почти нулевой, если не сказать отрицательный. То есть, из-за значительного отставания, эффект может быть быстрый и внушительный», - сказала эксперт.

Никитина также отметила ряд барьеров на пути реализации планов по цифровизации. Кибербезопасность и санкции создают дополнительные трудности на пути скорости цифровой трансформации. То есть потребность в разработке собственного ПО – занимает время и создает препятствия для ускорения внедрения цифровых сервисов.

Кроме того, существует множество секторов и участников транспортно-логистического рынка, каждый из которых сегодня уже «нагенерил» что-то свое в цифре, и не заинтересован это менять или приспосабливать к единым стандартам и сервисам, особенно в отсутствии очевидных эффектов и/или нормативных принуждений. Но надо понимать, что эффект от цифровизации возникает именно в комплексе.

По словам собеседника журнала, в профессиональной среде также есть некоторое недоверие к национальной цифровой транспортно-логистической платформе и ее администратору. Здесь много говорится о бравурных планах и эффективных целях, но мало о реальных проблемах и сложностях.

«Кроме того, более 15 лет мы слышим в качестве основного достижения цифровизации – всеобщий электронный документооборот, где «воз, на самом деле, и ныне там». Ну и кроме того, проблемы в этой сфере, вместе с нашумевшим дефицитом микрочипов, обще заметны в широком спектре потребительских сервисов», - сказала Мария Никитина.

Самое главное, по ее словам, в новом нацпроекте «эффективная транспортная система» на цели цифровизации планируется потратить дополнительно более 20 млрд руб, в том числе на НЦТЛП еще плюс 10,3 млрд.руб. А детальные эффекты выглядят в буквальном смысле расплывчато (см фото выдержку из проекта Минтранса НП «Транспорт» от июня 2024 года).

2024-07-08 11.14.49.jpg

«Цифровизация и ее производные находятся на распутье. С одной стороны — огромный потенциал, а с другой — не менее значительное искушение в росте бюджетов», - отметила в заключении Никитина.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~7SIek
04.10.2024
Россия разместит спутники связи и дистанционного зондирования над тремя странами Западной Африки, возглавляемыми военными, которые наконец разорвали связи с американскими и европейскими «союзниками» и обратились к Кремлю за военной поддержкой для сдерживания исламистских повстанцев, сообщает издание «Нью-Йорк таймс».
02.10.2024
Как бизнес-сообщество, так и общество в целом постоянно ищут более эффективные и устойчивые решения с потенциалом повышения прибыльности, обеспечения экономической стабильности и стимулирования роста.
01.10.2024
Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США (BIS) опубликовало новое уведомление о предлагаемом регулировании (NPRM), которое запрещает продажу или импорт транспортных средств, подключённых к сети и содержащих определённые компоненты аппаратного и программного обеспечения, произведённые в Российской Федерации или Китайской Народной Республике.
27.09.2024
По трассе М-11 «Нева» запустили движение беспилотных грузовиков без водителей за рулем. Использование автономного транспорта позволит вдвое сократить сроки доставки грузов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.