Внедрение

Эксперт о планах внедрения национальной цифровой транспортно-логистической платформы

8 Июля 2024
Эксперт о планах внедрения национальной цифровой транспортно-логистической платформы

Правительство РФ утвердило постановление о проведении эксперимента по созданию национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Инициатива призвана упростить процедуру грузоперевозок, увеличить скорость и объемы поставок необходимых товаров.

Тестирование информационной системы запланировано с 1 августа 2024 года по 1 июня 2025 года. Одна из целей – внедрение электронного документооборота на всех этапах грузоперевозок, которые ведутся автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным транспортом. Также будет апробирована выдача разрешительных и товаросопроводительных документов через механизм «одного окна». Оператором цифровой платформы определен Минтранс.

О цифровизации транспортной логистики журнал «Вестник ГЛОНАСС» поговорил с Марией Никитиной, экспертом по транспортной логистике, основателем экспертно-аналитического проекта N.Trans Lab.

По ее словам, транспортная отрасль действительно нуждается в цифровизации. В первую очередь речь о применении всех доступных инструментов цифровых сервисов в логистике. Здесь и big data, и искусственный интеллект (ИИ), и цифровые двойники и блок-чейн и многое другое.

«Цифровизация в логистике действительно может дать колоссальный эффект, по двум соображениям. А) Цифровизация априори эффективна в среде с большим массивом типовых данных. А это именно то, из чего состоит транспортная логистика – широкая линейка параметров с большим объёмом типовых переменных и Б) уровень нашей продвинутости в цифровизации логистики – почти нулевой, если не сказать отрицательный. То есть, из-за значительного отставания, эффект может быть быстрый и внушительный», - сказала эксперт.

Никитина также отметила ряд барьеров на пути реализации планов по цифровизации. Кибербезопасность и санкции создают дополнительные трудности на пути скорости цифровой трансформации. То есть потребность в разработке собственного ПО – занимает время и создает препятствия для ускорения внедрения цифровых сервисов.

Кроме того, существует множество секторов и участников транспортно-логистического рынка, каждый из которых сегодня уже «нагенерил» что-то свое в цифре, и не заинтересован это менять или приспосабливать к единым стандартам и сервисам, особенно в отсутствии очевидных эффектов и/или нормативных принуждений. Но надо понимать, что эффект от цифровизации возникает именно в комплексе.

По словам собеседника журнала, в профессиональной среде также есть некоторое недоверие к национальной цифровой транспортно-логистической платформе и ее администратору. Здесь много говорится о бравурных планах и эффективных целях, но мало о реальных проблемах и сложностях.

«Кроме того, более 15 лет мы слышим в качестве основного достижения цифровизации – всеобщий электронный документооборот, где «воз, на самом деле, и ныне там». Ну и кроме того, проблемы в этой сфере, вместе с нашумевшим дефицитом микрочипов, обще заметны в широком спектре потребительских сервисов», - сказала Мария Никитина.

Самое главное, по ее словам, в новом нацпроекте «эффективная транспортная система» на цели цифровизации планируется потратить дополнительно более 20 млрд руб, в том числе на НЦТЛП еще плюс 10,3 млрд.руб. А детальные эффекты выглядят в буквальном смысле расплывчато (см фото выдержку из проекта Минтранса НП «Транспорт» от июня 2024 года).

2024-07-08 11.14.49.jpg

«Цифровизация и ее производные находятся на распутье. С одной стороны — огромный потенциал, а с другой — не менее значительное искушение в росте бюджетов», - отметила в заключении Никитина.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~7SIek
03.07.2025
Модератор сессии, президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук: «Хочу, чтобы вы понимали, что у нас большое количество людей и компаний, которые готовы “бежать”. И поэтому задача руководителя Роскосмоса и нас всех – в том, чтобы “затоптать” дорогу в Минфин и создать другие механизмы, согласно предложениям Президента».
02.07.2025
Наученный горьким опытом, парламент Ирана принял закон о запрете использования и вообще завоза «Старлинков» в Исламскую Республику. Теперь за пользование этой системой в Иране можно будет присесть до 2 лет. За завоз их в страну можно будет получить от 5 до 10 лет в зависимости от количества терминалов.
27.06.2025
В рамках второго саммита «Центральная Азия — Китай», который состоялся в июне 2025 года, подписано соглашение между правительствами Казахстана и Китая о технико-экономическом сотрудничестве.
26.06.2025
Создание универсального подхода к научно-техническому прогнозированию в сфере космических технологий и услуг — это ключевая технология, упомянутая в недавно принятом законе о технологической политике. Она способствует повышению экономической результативности различных секторов экономики, заявил на петербургском международном экономическом форуме ректор Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.