Внедрение

Для городов ЕС готовят закон о данных

26 Января 2023
Для городов ЕС готовят закон о данных

Городам ЕС нужна нормативная база для обмена данными между бизнесом и правительством (B2G), которая создала бы безопасную и структурированную среду, основанную на сотрудничестве и создании взаимной ценности, уважала бы конфиденциальность данных, безопасность и соответствовала GDPR (Общий регламент по защите данных).

Нормативная база должна включать чёткие определения следующих понятий:

• общественный интерес, разработанный совместно с городскими властями;

• категории данных и контекст, в котором данные должны предоставляться своевременно и на постоянной основе;

• наборы данных, которыми необходимо делиться бесплатно (например, стихийные бедствия, пандемии и чрезвычайные ситуации в области здравоохранения, соблюдение правил и подзаконных актов, включая местные нормативные акты).

Она также должна установить:

• чёткие правила ответственности и подотчётности как для бизнеса, так и для правительств;

• роль «управляющего городскими данными», отвечающего за процесс управления доступом к данным B2G и их совместным использованием на местном уровне, одновременно способствуя развитию экосистемы.

Рамочная программа должна способствовать сотрудничеству и экспериментам заинтересованных сторон местных экосистем с целью совместной разработки передовых приложений и сервисов, основанных на данных, а также обеспечения возможности расширения практики локального обмена данными между городами по всей Европе. Она должна поощрять и поддерживать культуру качества данных в государственном секторе и особенно в городских органах власти для повышения эффективности государственных услуг. Она должна быть ориентированной на инновации и перспективной, чтобы стать основой для новых правил владения данными и роли граждан в управлении своими личными данными.

Около 75% населения ЕС в настоящее время проживают в городских районах. Города – центры производства данных. Люди, подключённые устройства, датчики и объекты производят, собирают и передают постоянно растущий объём личных и неличных данных. Местные власти могут предоставлять устойчивые и эффективные услуги общественного транспорта и улучшать системы централизованного теплоснабжения, получая доступ к данным о мобильности и энергии. Города могут обеспечивать соблюдение жилищных и туристических правил с помощью данных с онлайн-платформ. Они также могут принять более инновационный и проактивный подход к предоставлению государственных услуг при сохранении конфиденциальности граждан путём объединения и анализа перекрёстных больших данных. Этот анализ может привести, например, к более персонализированным и эффективным услугам по уходу за детьми и более устойчивому потреблению продуктов питания.

Частные предприятия собирают и владеют огромным количеством высококачественных данных в режиме реального времени. Существующие модели и практика управления не обеспечивают полного доступа и использования этих данных городскими властями и заинтересованными сторонами местных экосистем, что значительно ограничивает потенциал использования данных на благо граждан и общества.

Обмен частными данными между компаниями и государственными органами – относительно новая практика. За последние несколько лет были созданы различные модели и методы обмена данными, начиная от донорства данных и заканчивая данными о закупках, а также положениями об обязательствах по обмену данными в контрактах о государственных закупках и совместными данными совместных пулов или частно-государственные партнёрств.

Практика передачи данных и закупки данных создала проблемы с прозрачностью для городских властей.

Компании определяют условия обмена данными B2G в контрактах на предоставление городских услуг, основанных на данных, и города не участвуют в процессе принятия решений об обмене данными. Во многих случаях городам приходится иметь дело с закрытыми проприетарными данными или агрегированными данными, к которым трудно получить доступ и использовать; в других случаях данные не отвечают их потребностям в том виде, в каком они существуют. Города должны подписать соглашения о неразглашении, а также соблюдать условия о том, как, почему и с какой целью используются данные. Это ограничивает способность городских властей гарантировать, что данные используются в общественных интересах.

Рекомендуется:

- Создать открытое хранилище ЕС для обмена данными, которое включает примеры и информацию о том, почему, какие и как используются частные данные;

- Создать открытую библиотеку ЕС положений об обмене данными B2G, разработанных в тендерных соглашениях, которые соответствуют существующим национальным законам и нормативным актам об обмене данными;

- Стимулировать и поддерживать культуру качества данных в государственном секторе и особенно в городских органах власти;

- Разработать общие показатели качества данных ЕС, которые могут быть использованы для описания различных проблем с качеством данных, предоставляя, таким образом, возможную справочную базу;

- Разработать общие стандарты баз данных и платформ ЕС и системы взаимодействия;

- Предоставить финансирование для автоматизации безопасной передачи, управления и обработки данных в местных органах власти;

- Чётко определить общественные интересы на уровне ЕС. Городские власти должны совместно разработать определение и включить открытый список примеров, которые должны учитывать специфику городов и возможности городов выполнять запросы данных автономно. (Государства – члены ЕС приняли различные определения общественных интересов, которые иной раз не учитывают региональные и местные потребности и специфику.);

- Определить минимальный набор категорий частных данных, которые, в соответствии с GDPR, должны быть переданы городским властям в общественных интересах;

- Определить обстоятельства в рамках этих категорий, при которых данные должны предоставляться бесплатно и быстро (например, для чрезвычайных ситуаций и управления кризисами, предотвращения и противодействия).

Обмен данными B2G – это сложный, ресурсоёмкий и дорогостоящий процесс. Города различаются по размерам, техническим навыкам и расходным возможностям. Компании ориентируются на немедленную отдачу от инвестиций и узнаваемость; они выбирают, с каким городом сотрудничать и как. В целом, компании проявляют низкий уровень заинтересованности в обмене данными с городскими органами власти, особенно в малых и средних городах. Городские власти, действуя в качестве связующих звеньев в экосистемах между государственными и частными хранилищами данных, могут способствовать прозрачному потоку данных и совместному использованию данных, обеспечивая при этом безопасность данных, конфиденциальность и защиту.

Некоторые государства-члены приняли национальное законодательство, способствующее обмену частными данными с органами власти.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам Eurocities
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~G4hig
15.09.2025
В то время как развитие коммерческой аэрокосмической промышленности Китая находится в самом разгаре, рынок талантов незаметно завершил цикл итераций и перестановок.
12.09.2025
В прошлом году секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев на встрече с руководителями силовых ведомств стран Африки, Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока сообщил аудитории, что ведущие российские компании в сфере кибербезопасности готовы помочь иностранным правительствам взять под контроль их национальное информационное пространство.
10.09.2025
Росавиация одобрила финансирование первого этапа разработки единой цифровой платформы для управления воздушным движением (ЕС ОрВД), включая пилотируемые и беспилотные авиационные системы (БАС). На этот проект до конца 2027 года планируется выделить около 10,4 млрд рублей.
05.09.2025
Европа активно расширяет свои военные амбиции, и космос становится всё более стратегической частью этого видения. Однако темпы развития космических возможностей не всегда соответствовали растущему спросу. Имея около 55 действующих оборонных спутников — по сравнению с США и Китаем, у которых их в несколько раз больше, — Европа всё равно надеется ускорить прогресс, особенно в области разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR).

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.