Внедрение

Четыре принципа глобального обмена информацией, который поможет предотвратить столкновения в космосе

15 Октября 2024
Четыре принципа глобального обмена информацией, который поможет предотвратить столкновения в космосе

В настоящее время вокруг Земли вращаются тысячи спутников (число космических аппаратов, находящихся на орбите Земли, за последние годы стремительно возросло: с менее 1500 в 2014 году до более 9800 на сегодняшний день, а в космической деятельности участвуют более 80 стран). Без них не было бы навигации, связи, информации о погоде и много чего ещё, жизненно важного. Однако с ростом космической активности увеличивается риск непреднамеренных космических столкновений, и пора уже принимать меры, чтобы гарантировать, что спутники смогут продолжать работать безопасно и устойчиво.

Одной из проблем космической безопасности является то, что, в отличие от глобального воздушного движения или судоходства, не существует глобально согласованной системы координации движения в космосе. Сегодня операторы спутников управляют своими спутниками независимо, и существует множество различных источников соответствующей информации о безопасности.

Первым шагом к координации космического движения является разработка общих принципов обмена информацией, как подчёркивается в недавнем информационном документе Совета по глобальному будущему Всемирного экономического форума о будущем космоса. Эти принципы должны учитывать обязанности самих операторов спутников, а также организаций, которые отслеживают местоположение объектов на орбите и предупреждают о потенциальных столкновениях в космосе — деятельность, называемая Космической ситуационной осведомлённостью (SSA).

Поставщики SSA используют датчики на Земле или в космосе для обнаружения и отслеживания объектов в космосе, включая как спутники, так и мусор. Они анализируют эти наблюдения и другую информацию для создания прогнозов потенциальных столкновений.

Операторы спутников могут использовать эти прогнозы, чтобы определить, следует ли и как маневрировать, чтобы избежать столкновений. Однако операторы спутников – не просто получатели информации, они также могут предоставлять свою собственную информацию для улучшения системы в целом.

Часто операторы спутников имеют точную и своевременную информацию о местоположении своих собственных космических аппаратов. Обмен этой информацией с поставщиками SSA может повысить точность предупреждений о столкновениях. Операторы спутников также могут предоставлять заблаговременные предупреждения о своих запланированных манёврах на орбите, которые другим было бы трудно или невозможно предсказать заранее.

Обмен информацией о своих космических аппаратах, например, о размере и ориентации, также может повысить точность. Операторы спутников могут обмениваться контактной информацией, чтобы обеспечить быструю координацию с другими операторами в случае потенциального столкновения.

Хотя обмен информацией между поставщиками и спутниковыми операторами имеет важное значение, существует также необходимость для поставщиков обмениваться информацией между собой. Системы SSA эксплуатируются несколькими странами и коммерческими организациями. Каждая из них опирается на разный набор наблюдений и может использовать разные процессы и методы анализа для прогнозирования. Это означает, что результаты между этими системами могут различаться.

Координация среди поставщиков может помочь избежать предоставления запутанной или противоречивой информации операторам спутников. Например, обмениваясь предупреждениями о столкновении друг с другом, поставщики могли бы выявлять любые существенные несоответствия в этих прогнозах и стремиться решать эти проблемы. Обмен базовой информацией, где это возможно и соответствует интересам национальной безопасности и коммерческой конкурентоспособности, может помочь сформировать лучшее общее понимание космической среды для всех участников.

Поставщики также могут повторно использовать информацию, предоставленную спутниковыми операторами. Например, информация о местоположении, атрибуты спутника или контактная информация, предоставленная одному поставщику, может быть передана другим поставщикам.

Хотя поставщики и операторы космических аппаратов являются ключевыми игроками в вопросах безопасности космических полётов, широкий обмен информацией также может иметь преимущества для исследований, общественной прозрачности и предпринимательства. Исследователи и предприниматели могут использовать информацию от поставщиков или операторов космических аппаратов для разработки новых подходов к космической ситуационной осведомлённости, в конечном итоге повышая безопасность космических полётов и приводя к появлению новых продуктов и услуг. Информацию также можно широко распространять, чтобы помочь информировать общественность о проблемах, связанных с безопасностью и устойчивостью космических полётов.

Для решения этой проблемы Совет по глобальному будущему космоса Всемирного экономического форума предложил следующие четыре принципа:

• Данные и информация SSA должны быть открыты по умолчанию, оставаясь в соответствии с национальными законами и правилами. При ограничении доступа к информации поставщики или операторы космических аппаратов должны иметь чёткую причину для удержания данных и рассмотреть возможность внесения изменений в данные, чтобы сделать возможным их раскрытие, тем самым поддерживая безопасность и устойчивость космоса.

• Владельцы/операторы космических аппаратов должны как можно более открыто обмениваться актуальной контактной информацией, эфемеридами, планами маневров и характеристиками космических аппаратов (включая размер, массу, габариты и возможности маневрирования).

• Информация о владельце/операторе космического аппарата должна быть предоставлена как минимум одному поставщику. Затем этот поставщик должен сделать данные доступными для всех остальных поставщиков.

• Государственные поставщики услуг спутниковой навигации должны обмениваться предупреждениями о сближении и, насколько это возможно, оставаясь в рамках безопасности и коммерческой конкурентоспособности, делиться информацией о своих спутниковых каталогах и наблюдениях датчиков.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~ZZHp8
16.10.2024
Развитие технологий в значительной степени изменило характер и использование автострахования. Согласно принятых законодательных актов в разных странах, каждый владелец автомобиля должен иметь действующую страховку автомобиля. Однако популярность страхования с фиксированной ставкой постепенно снижается из-за возросшей практичности страхования на основе использования. Это означает, что страховая премия за автомобиль определяется в соответствии с использованием вашего автомобиля.
14.10.2024
Компания «Космическая связь» разработала программу обновления спутниковой группировки предприятия. До 2030 года планируется заменить 8 космических аппаратов, отработавших свой срок активного существования.
10.10.2024
Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» с 30 августа по 30 сентября 2024 года провела конкурс выпускных квалифицированных работ среди студентов «Навигационный резерв». Целями конкурса стали: распространение информации о возможностях системы ГЛОНАСС и внедрении навигационных сервисов в повседневную жизнь, привлечение молодых специалистов к данной тематике, повышение уровня знаний студентов о беспилотных и подключенных авто.
09.10.2024
Космические силы США инициировали программу по быстрой разработке и производству многочисленных спутников GPS (ГНСС США) для повышения избыточности в созвездии оборонных спутников США. Это связано с зависимостью американских военных от спутников и возросшей конкуренцией с Китаем и Россией в свете их противоспутниковых возможностей.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.