Внедрение

Антикоррупционная экспертиза показала узкие места в приказе МО РФ «Об установлении Порядка предоставления права на использование морских навигационных пособий»

22 Августа 2024
Антикоррупционная экспертиза показала узкие места в приказе МО РФ «Об установлении Порядка предоставления права на использование морских навигационных пособий»

Привлечение на этапе разработки проектов нормативных правовых актов независимых экспертов позволяет обеспечить непредвзятость и объективность в подзаконном правотворчестве. Заместитель руководителя правового департамента Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», независимый эксперт, уполномоченный на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Константин Рейтор рассказал об успешном опыте проведения правовой и антикоррупционной экспертизы приказа Министра обороны РФ № 9 от 11.01.2024 под названием «Об установлении Порядка предоставления права на использование морских навигационных пособий».

17 августа 2023 вступили в силу изменения в федеральном законе № 22-ФЗ от 14.02.2009 «О навигационной деятельности» (далее 22-ФЗ), согласно которым введено легальное определение понятия «морские навигационные пособия» и устанавливался порядок их использования всеми субъектами гражданского оборота. Эти изменения внесены федеральным законом от 17.02.2023 № 35-ФЗ. В кратком изложении законодательная новелла в виде добавления к терминологической статье и статьи 8.3 в 22-м ФЗ состояла в следующем:

  • Пособия есть официальные издания для мореплавателей;

  • Обязанность их создания возлагается на Минобороны РФ;

  • Исключительные права на пособия принадлежат РФ.

Право на использование МНП предоставляет Минобороны в соответствии, утверждаемым им порядком.

Порядок определения размера вознаграждения за их использование устанавливается Правительством РФ.

Как видно, указанные пособия законодателем признаются, с одной стороны, официальными документами, с другой – результатом интеллектуальной деятельности.

В этом Константин Рейтор и усматривает нормативную коллизию между положениями Гражданского кодекса РФ (ст. 3 и п. 6 ст. 1259) и изменениями в 22-м ФЗ. При этом имеет место также и юридико-лингвистическая неопределённость касательно легальной дефиниции самых морских навигационных пособий. К тому же, положение ч. 2 ст. 10.3 о том, что состав и содержание документов, включаемых в морские навигационные пособия, устанавливается Минобороны до настоящего времени не реализовано. Более того, не имеется и уведомления о начале разработки соответствующего нормативного акта. Скорее всего, в силу отсутствия в природе его проекта.

Во исполнение указанных требований Минобороны разработало в 2023 году проекты утвержденных в последствии подзаконных актов, а именно:

Правила определения размера вознаграждения за предоставление права на использование морских навигационных пособий (утв. Постановлением Правительства РФ № 1362 от 19.08.2023) (далее Постановление);

Порядок предоставления права на использование морских навигационных пособий (утв. Приказом Министра обороны РФ от 11.01.2024 № 9) (далее Приказ).

Ознакомление с данными документами еще только в виде проектов только укрепило подозрение в том, что их реализация на деле однозначно создаст для организаций и граждан, использующих морские навигационные пособия, трудновыполнимые и обременительные условия для судовождения, которое запрещено в отсутствие на борту подобных документов.

Содержание указанных актов, обстоятельства разработки, обсуждения и принятия наглядно подтвердили тезис о том, что коррупционная составляющая нормативной системы в сфере навигационной деятельности - значительна.

Дальнейшая история с обсуждением и принятием подзаконных актов приняла «полудетективный характер» с момента как Минобороны в начале лета 2023 г. начало согласовывать с заинтересованными органами власти проект Постановления. Одно из ведомств проект визировать не согласилось, предложив исключить один из ущемляющих его интересы пунктов. Разработчик же отказался учитывать данное замечание, о чем представил неожиданному «оппоненту» в конце июля 2023 г. на подпись проект протокола согласительного совещания по проекту постановления.

Константин Рейтор, выявив в проекте лежащие на поверхности коррупциогенные факторы, составил документ под названием «Заключение на проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил определения размера вознаграждения за право использования морских навигационных пособий».

В Аппарате Правительства по поводу судьбы проекта состоялось рабочее совещание с участием представителей заинтересованных ФОИВ. И в конечном итоге Постановление было принято через считанные дни – 19 августа 2023 г.

Вместе с тем сравнительный анализ текстов проекта и вступившего в силу акта показал, что в окончательном варианте текст оказался существенно выхолощенным. Причем были вымараны именно те положения, которые в заключении были квалифицированы как коррупциогенные. В итоге остались лишь два пункта: с преамбулой и формулой определения размера вознаграждения.

Приказ был утвержден 11.01.2024 за № 9, а зарегистрирован Минюстом лишь в апреле 2024 г.

«Вполне могла иметь место некая многоходовка, давшая повод охарактеризовать замысел неустановленных должностных лиц Минобороны как «401-ый сравнительно честный способ отъема денег у физических и юридических лиц». Иными словами, коррупциогенность рассмотренных нормативных актов могла быть заложена изначально», - отметил заместитель руководителя правового департамента Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум».

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~ieIur
12.09.2024
В России подготовили учебник по беспилотию - «Беспилотные летательные аппараты» - для 8-9 классов. Первое учебное пособие создано в рамках федерального проекта «Кадры для БАС», сообщило издательство «Просвещение».
11.09.2024
Развитие системы спутниковой связи в ближайшие 10 лет может принести экономике России порядка 600 млрд руб. Но без своевременного обновления космических аппаратов на орбите ежегодные убытки составят 100-150 млрд руб.
10.09.2024
Космические силы США изучают стратегии повышения устойчивости системы GPS на фоне растущей обеспокоенности относительно её уязвимости. Один из вариантов, поддерживаемый министром ВВС Фрэнком Кендаллом, заключается в использовании более мелких и недорогих спутников для дополнения существующей инфраструктуры GPS.
09.09.2024
Роль IoT в умных городах – преобразующая, позволяющая градоначальникам использовать передовые технологии и устройства IoT для сбора данных и управления данными. Эти устройства варьируются от подключённых датчиков, уличных фонарей и счётчиков до более крупных систем, управляющих отходами и общественным транспортом. Поскольку все элементы поступают на централизованную платформу управления, города могут анализировать данные в реальном времени, оптимизировать операции и внедрять наиболее эффективные стратегии для улучшения городской жизни.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.