Внедрение

Александр Яковенко: Космос и глобальные проблемы человечества

25 Июня 2025

Многие аналитики сходятся во мнении, что мир находится в состоянии комплексной и затяжной трансформации после таких геополитических потрясений, как окончание холодной войны в 1989 году и распад СССР два года спустя. «Перемены задержались на старте ввиду ложных выводов, сделанных западными элитами, провозгласившими свою победу в холодной войне», – утверждает бывший посол России в Великобритании Александр Яковенко.

По его мнению, на смену гонке вооружений приходит то, что можно было бы назвать «гонкой развития», в которой ключевую роль будут играть развитие человеческих ресурсов, и в этой связи – такие сферы общественного развития, как здравоохранение, образование, наука и культура, создание комфортной среды обитания. Победа России над Западом на Украине может стать решающим фактором общего снижения роли силового фактора в мировой политике. Возможны его проявления в связи с Тайванем и на Ближнем Востоке в силу неурегулированности на справедливой основе палестинского вопроса и отношений между Израилем и арабскими странам и Ираном.

Очевидна тенденция: распад исторического Запада и его «продукты», включая развал или существенный демонтаж ЕС (в том числе вследствие ослабления Германии), территориально-политическое переустройство Европы, её возможное подключение к процессам в Большой Евразии как следствие прихода к власти национально ориентированных элит. Возможны силовые «выбросы», в том числе между самими западными странами с участием США.

Решение глобальных проблем (изменение климата и другие) будет достоянием регионов, их взаимодействия и «коалиций желающих» с выходом в перспективе на подлинно глобальные усилия в рамках обновлённой или новой системы глобального управления.

В этой связи повышается роль космических технологий, что было отмечено многими выступавшими на Международном экономическом форуме в СПб. Спутниковая навигация, мониторинг Земли, беспилотный транспорт — космические технологии уже меняют экономику и повседневную жизнь. Но для России этот путь осложнён жесткой конкуренцией и технологическими барьерами. Как вернуть лидерство в космосе? Сегодня выбран путь коммерциализации. Космос в глобальном смысле рассматривают как услугу, по крайней мере, с этой точки зрения его рассматривали на сессии ПМЭФ, которая так и называлась: «Космические технологии — будущее экономики услуг».


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~1HiHX
24.06.2025
Дмитрий Баканов, возглавляющий «Роскосмос», на Петербургском экономическом форуме рассказал о подробностях обновлённой программы по освоению космического пространства.
18.06.2025
В рамках нового национального проекта «Космос», рассчитанного на период с 2025 по 2036 год, Роскосмос планирует реализовать восемь федеральных проектов. Об этом сообщил Дмитрий Баканов, глава Роскосмоса, на форуме «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) в Нижнем Новгороде. Общий бюджет проекта составит 4,5 трлн рублей, включая средства на создание ракеты «Амур» с возвращаемой первой ступенью.
16.06.2025
В России в рамках программы Национальной технологической инициативы создали Центр, который будет заниматься развитием технологий для космических систем. На его создание было выделено более миллиарда рублей.
09.06.2025
В рамках XVI Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum 2025» Росреестр провёл сессию, посвящённую перспективам геопространственного сотрудничества и планам взаимодействия в новых геоэкономических реалиях.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.