Компании

Навигационный алгоритм превращает дроны в акробатов

25 Июня 2020
Навигационный алгоритм превращает дроны в акробатов

Швейцарские учёные из Цюрихского Университета (UZH) разработали четырёхвинтовой вертолёт, или квадрокоптер, который способен самостоятельно научиться выполнять акробатические манёвры, которые бросят вызов даже человеку-оператору.

Беспилотник, разработанный совместно с технологическим гигантом Intel, использует навигационный алгоритм, позволяющий ему автономно выполнять трюки, используя измерения бортовых датчиков.

При демонстрации машина закладывала петли с ускорением, бочки и сложные сальто, во время которых беспилотник подвергался высокой тяге и экстремальному угловому ускорению.

Навигационный алгоритм, разработанный в Цюрихском университете, позволяет беспилотникам изучать сложные акробатические маневры. Автономные квадрокоптеры могут быть обучены с помощью моделирования для увеличения их скорости, маневренности и эффективности, что будет приносить пользу поисково-спасательным операциям.

Коммерческие беспилотники, занимающиеся доставкой, способные на быстрые трюки, смогут быстрее добираться до места назначения, избегая потенциальных препятствий.

«Эта навигация – ещё один шаг к интеграции автономных беспилотных летательных аппаратов в нашу повседневную жизнь, – сказал Давиде Скарамуцца, профессор робототехники в Цюрихском университете. – Наш алгоритм учит технику выполнять акробатические маневры, которые бросают вызов даже лучшим пилотам-людям».

С самого зарождения авиации пилоты делали акробатические манёвры, чтобы проверить пределы возможностей своих самолётов, и то же самое касается теперь беспилотных летательных аппаратов.

Однако выполнение акробатических манёвров с квадрокоптерами чрезвычайно сложно, и пилотам дронов требуется много лет практики, чтобы делать это безопасно, не нанося вреда оборудованию, себе или другим людям.

Жёсткие требования быстрого и точного управления на высоких скоростях затрудняют настройку контроллеров, так как даже крошечные ошибки могут привести к «катастрофическим результатам».

Исследовательская группа утверждает, что они преодолели эти риски, позволив дронам проводить свои собственные учебные процедуры. В основе обучающего алгоритма лежит искусственная нейронная сеть, которая объединяет входные данные от бортовой камеры и датчиков и преобразует эту информацию непосредственно в команды управления.

Нейронная сеть обучается с помощью имитационных вариантов акробатических маневров, что исключает необходимость дорогостоящих демонстраций пилотом-человеком и риск повреждения квадрокоптера. Достаточно всего нескольких часов имитационной подготовки, и квадрокоптер готов к использованию, не требуя дополнительной доводки данных.

Алгоритм использует абстрагирование сенсорного ввода от моделирования и переносит его в физический мир. Этот подход может быть использован для большого количества разнообразных манёвров, в том числе таких, которые выполняются только самыми лучшими пилотами-людьми, утверждают члены команды.

Учёные утверждают, что их подход впервые позволяет автономному летательному аппарату выполнять широкий спектр акробатических манёвров, которые очень сложны даже для опытных пилотов-людей. Тем не менее исследователи признают, что пилоты-люди всё же пока ещё лучше, чем автономные беспилотники.

«Пилоты-люди могут быстро реагировать на неожиданные ситуации и изменения в окружающей обстановке, и быстрее приспосабливаются», – сказал Скарамуцца.

Но дроны, используемые для поисково-спасательных операций или для доставки грузов, выигрывают от того, что могут быстро и эффективно преодолевать большие расстояния. Поэтому акробатические маневры могли бы помочь быстрому изменению направления, чтобы вернуться на базу или при изменении маршрута.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~pTj6R
18.04.2024
Специалисты ОА «Решетнёв» создают новую технологию системы терморегулирования для отечественных спутников, которая позволит увеличить полезную нагрузку на аппаратах. Об этом говорится в корпоративном издании предприятия.
16.04.2024
В России завершили разработку технического проекта по космическому комплексу спутниковой системы связи «Экспресс-РВ», в том числе наземной инфраструктуры. Сегодня специалисты занимаются созданием центра спутниковой связи и абонентской аппаратуры, сообщили в ОА «Решетнев».
21.03.2024
В Москве прошло открытие нового технологического пространства «Точка кипения». Площадка создана по инициативе АНО «Платформа НТИ», Фонда поддержки проектов НТИ, «Университет 2035», а также АСИ для компаний и организаций, развивающих беспилотные авиационные технологии и системы.
12.03.2024
Специалисты АО «Решетнёв» разработали и изготовили опытный образец энергопреобразующего прибора с цифровой системой автоматического регулирования для космических аппаратов, создаваемых на базе различных платформ, сообщили в компании.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.