Компании

ЭРА-ГЛОНАСС приступает к опытной эксплуатации. Часть 2

9 Декабря 2013
Закончился испытательный период самого крупного российского навигационного проекта - "ЭРА-ГЛОНАСС". О программе испытаний системы экстренного реагирования при авариях, других перспективных навигационно-информационных проектах в интервью "ВГ" рассказал Президент Некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности, Александр ГУРКО

<<< Часть 1

- Была информация, что Минтранс России хочет стать и оператором услуг по "ЭРА-ГЛОНАСС".

- Не сам Минтранс, а его организации, например, ФГУП "ЗащитаИнфоТранс". Балансодержателем системы может и будет какая-то государственная организация. Это может быть агентство, учреждение, ФГУП. И здесь мы поддерживаем предложение Минтранса по определению таким балансодержателем ФГУП "ЗащитаИнфоТранс".
 
- Вы говорите о коммерческих услугах, которые могут использоваться с помощью "ЭРА-ГЛОНАСС". Какие это услуги?

- Мы разделяем услуги по категориям пользователей. Это государственные услуги, например, взимание платежей за проезд или контроль передвижения опасных грузов, он-лайн тахографический контроль. Далее, услуги в интересах корпоративных заказчиков – это, например, флит-менеджмент и оптимизация логистических услуг. Затем услуги в интересах физических лиц - это дистанционная диагностика автомобиля, страховая телематика, информационно-навигационные сервисы, услуги раннего оповещения, охранно-поисковые сервисы. Это все услуги, которые оказываются в интересах автовладельцев, водителей, пассажиров.

Т.е. как раз те сервисы, которые  можно эффективно  отрабатывать, используя  территориально-распределенную инфраструктуру «ЭРА-ГЛОНАСС». Поэтому именно эти сервисы будут отрабатываться в рамках пилота с автопроизводителями и компанией «Люксофт».
 
- Скорее всего, тут должна подключиться ассоциация страховщиков.

- Да, Российский союз автостраховщиков (РСА). У нас идут два пилотных проекта с участием РСА. Первый проект по страховой телематике в интересах услуги КАСКО. Второй пилот в рамках закона о страховании ответственности перевозчиков, за нанесение ущерба здоровью и имуществу пассажиров. С 1 января закон вступает в силу. Этот пилот направлен, прежде всего, на борьбу со страховым мошенничеством и формирование требований к бортовым системам. Первый пилот ориентирован на физических лиц, второй на рынок пассажирских перевозчиков. По первому сотрудничаем с РСА и рядом страховых компаний. По второму с Мосгортрансом.
 
- То есть, для частного бизнеса есть широкий сегмент рынка навигационных услуг, где он может спокойно развивать свою деятельность?

- Задача федерального сетевого оператора была и остается - создание рынка для оборудования, решений и услуг с использованием ГЛОНАСС. В России и за рубежом. Все проекты, которые мы реализуем, инициируем, лоббируем, поддерживаем: «ЭРА-ГЛОНАСС», региональные целевые программы внедрения , создание корпоративных, отраслевых, ведомственных систем - все они связаны с формированием необходимой участникам рынка нормативной базы и с масштабированием этого рынка.

Кратко напомню проекты, которые параллельно «ЭРА-ГЛОНАСС» нами продвигаются в целях масштабирования рынка. Это система взимания платежей с большегрузных автомобилей с использованием технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС. А это 2 млн грузовиков («12-тонников»). Конкурс на создание системы объявлен, НП «ГЛОНАСС» является техническим консультантом. Во всей конкурсной документации прописано обязательное использование ГЛОНАСС.

Еще один проект – онлайн-контроль режима труда и отдыха водителей автотранспортных средств с использованием цифровых тахографов. Это 6 млн транспортных средств. Все необходимые регулирующие нормы здесь приняты. Одно из требований - наличие ГЛОНАСС. С апреля 2014 года будут взиматься штрафы за отсутствие тахографа. К этому проекту мы шли и готовились несколько лет.

Мы надеемся, что будет принята поправка в закон об ОСАГО, которая позволит водителям оформлять ДТП, используя европротокол, при наличии навигационной системы и средств фото-видео-фиксации. Это хорошая мотивация к использованию спутниковой навигации в автомобиле. Потенциально это весь рынок ОСАГО, т.е. более 40 млн автомобилей.

То есть все, что можно сделать в России с точки зрения масштабирования рынка навигационного оборудования, систем и услуг, мы делаем. Дальше вопрос реализации – вопросы бизнеса. Производства навигационного оборудования, страховых компаний, операторов связи, автомобильных дилеров и, конечно, самих сервис-провайдеров услуг.

- А есть ли возможность распространить решения «ЭРА-ГЛОНАСС» за границы страны?

Да, система "ЭРА-ГЛОНАСС" вполне конкурентоспособный продукт на экспорт. Нам удалось привлечь к реализации аналогичных проектов Казахстан и Белоруссию. Основа для нашего сотрудничества – Технический регламент Таможенного союза. Если в Таможенный союз вступят другие государства (а такие планы есть) будем работать и с ними.

В Казахстане начинается проектирование, выделены деньги. Подведены итоги конкурса на проектирование системы ЭВАК – аналога "ЭРА-ГЛОНАСС". Основной исполнитель - дочерняя компания "КазахТелеком". В меморандуме, подписанном Россией и Казахстаном, полномочия представлять интересы России в этом проекте делегированы НП ГЛОНАСС. Казахстанскую сторону представляет "КазахТелеком".

В Белоруссии наш партнер определен правительством этой страны – это компания "Камертон".

Естественно, в рамках проектирования будет обеспечена совместимость этих систем с «ЭРА-ГЛОНАСС» и, значит, с европейским e-Call.

Беседовал Константин Крейденко

ПРОДОЛЖЕНИЕ>>>
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~nHWBw
01.10.2025
Немецкая компания DE-CIX, оператор точек обмена интернет-трафиком, расширяет свою модель взаимодействия за пределы Земли. В рамках программы Space-IX компания закладывает основу для первой орбитальной точки обмена интернет-трафиком, позволяющей спутникам и космическим системам бесперебойно подключаться к наземным сетям.
30.09.2025
АФК «Система» обсуждает слияние с Сбербанком, в рамках которого тот может приобрести значительную долю в компании «Элемент», одном из ведущих российских производителей микроэлектроники. По предварительным оценкам, сумма сделки может составить от 15 до 28 миллиардов рублей. Эксперты считают это стратегически выгодным шагом для Сбербанка, так как он позволит банку создать полный цикл производства микроэлектроники и укрепить свои позиции на рынке.
26.09.2025
Легендарный советский космический проект был побочным следствием военной программы, когда надо было доставить боезаряд в любую точку мира, особенно на территорию недружественных нам стран. Всегда государство – главный заказчик.
17.09.2025
Космическая экономика, оцениваемая на 2024 год в $596 млрд, вырастет до $944 млрд к 2033 году. Значительная часть этого роста обусловлена решениями в области обработки спутниковых данных — от ГНСС до данных наблюдения за Землёй.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.