Компании

Борис Глазков: «Очень не хочется «ударить в штангу»

16 Декабря 2025

В ходе сессии «Космотехника» на инфраструктурном конгрессе «Развивай.РФ», состоявшегося 12 декабря сего года, выступил заместитель генерального директора по стратегическому развитию Роскосмоса Борис Глазков. Он обрисовал нынешнее соотношение государственного и частного участия в ракетно-космической отрасли. Он предрёк, что космическая деятельность у нас в стране ещё достаточно долго будет оставаться бюджетной сферой, и противопоставил её состояние дел за рубежом, где доля частных инвестиций в космос составляет 7-10 процентов от общего объёма. Всё остальное – это тоже государственный бюджет.

– В нынешнем Роскосмосе, – сказал, в частности, чиновник, – не сложно произвести хорошее впечатление на частников, частные компании, частных инвесторов. Раньше с ними вообще никто не разговаривал, а теперь появились люди, которые разговаривают – уже хорошо! Проблема, которую мы пытаемся решить в Роскосмосе, – совершенно другого масштаба. Тут не просто надо нравиться, тут и сделать надо очень много.

Казалось бы, невпечатляющая цифра 7-10%? Эти цифры не то, чтобы растут в последнее время. Но эти инвестиции есть. Они есть за рубежом. У нас их нет.

У нас в стране к частной космонавтике, к участию частного бизнеса в космической деятельности подходы тоже были. Все они в силу разных причин оказались неуспешными. И вот мы начинаем очередной крестовый поход за частный бизнес в космосе. В российском. И мне, человеку, который волею судеб оказался на острие этого похода, очень не хочется «ударить в штангу». И если мы будем делать какие-то изменения на рынке, какие-то сделки, о хотелось бы «семь раз отмерить, один раз отрезать». Это наш третий в России заход на частную космонавтику. Если уж с третьего раза не получится – пиши пропало. Казалось бы, эти десять процентов – не очень много, но у нас-то в стране это даже не десять, а около нуля. За исключением некоторых отдельных компаний. Которые тоже недавно появились.

И эти десять процентов создают очень много. Они создают человеческий капитал – другого качества, не такой, как в оборонном секторе, а у нас космонавтика – в основном, оборонный сектор. Они создают технологии и делают это быстро.

Да, если смотреть по цифрам – десять процентов. Но это другого качества десять процентов. Вот это важно.

Борис Глазков говорил также о смене парадигмы создания спутниковых группировок, о том, что объединённая группировка Российской Федерации должна состоять как из государственных, так и из частных аппаратов. группировка спутников наблюдения за Землёй, и это не просто дань моде – а необходимость.

– Сейчас в головах у многих в правительстве заложено: аппарат космический – значит, Роскосмос, – сказал далее зам. гендиректора Роскосмоса. – Эта смысловая связка – устоявшаяся за десятилетия, и её разрушить тяжело. Да не только там государственные аппараты есть и должны быть!

Другой пример: говоришь с человеком про ракетно-космическую отрасль. Многие уже понимают: вот у нас есть предприятия Роскосмоса – 77, мы консолидируем – вот это ракетно-космическая отрасль. А частные компании – они какие-то не космические. Общаешься с человеком и понимаешь, насколько по-другому у него работают извилины. Когда я говорю: ракетно-космическая отрасль – для меня это все, кто занимается космической деятельностью. Там – на тебя смотрят круглыми глазами…

Самая страшная сила, которая есть в мире – это инерция. Только это инерция человеческого мышления. Как у людей пропилены извилины за годы, так они и рассуждают. И пока мы кадровый состав Роскосмоса не освежим на предприятиях, у нас так и будет: ракетно-космическая отрасль – это мы…

Нацпроект у нас – про это. Мы решили чётко сказать: у нас группировка будет объединённая. Безусловно, она должна планироваться – и орбитальное построение её, и требования к аппаратам, всё должно быть скоординировано, но государство не должно само строить все подряд аппараты. И цели мы перед собой поставили в национальном проекте – не по количеству космических аппаратов. У нас есть такой документ: «Единый план достижения национальных целей России». Там каждый орган власти даёт свои предложения – какие цели он поставит, какие показатели. До недавнего времени у нас был целевой показатель: размер орбитальной группировки России. Сколько спутников? Чем больше, тем лучше. Сколько железа туда заплюнул, на орбиту – тем лучше. Какой от них толк – не понятно, но их должно быть много.

У каждого – сотовый телефон, многие пользуются. Вас волнует, сколько базовых станций на крышах стоит в Москве? Вас волнует качество связи. Так почему нас должно волновать, сколько спутников там летает.

Мы стали этот подход менять. Поменяли единый план достижения национальных целей. Меняем сейчас ключевые показатели эффективности в госкорпорации. Мы везде встраиваем показатели нацпроекта. Мы говорим: да не количество аппаратов, а эффективность съёмки. И количество площади, которое с заданной оперативной точностью можно отснять. Не количество антенн, а совокупная пропускная способность орбитальной группировки. Не количество спутников ГЛОНАСС в плоскостях, а точность навигационного сигнала – вот что экономике нужно здесь, на земле.

Мы, конечно, должны будем ставить перед собой большие цели – и про Луну говорить, и про Марс. Но наш взгляд на космическую деятельность такой: самое главное, что в ближайшее десятилетие космическая деятельность должна сделать, это: новые технологии, другие люди – с точки зрения инженерного, кадрового потенциала, новые продукты, доступный сервис с орбиты на землю. Человечество устремлено в космос – какие картинки, барельефы не посмотришь, все туда смотрят, наверх. Но надо помнить, что космическая деятельность на практике даёт отдачу здесь, на земле. И каждый рубль, который государством вложен туда, должен вернуться здесь.

 

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~ZIOTA
29.12.2025
Реализация масштабных проектов в области ракетно-космической техники и космических информационных технологий оказывает значительное влияние на экономику Российской Федерации, стимулируя спрос на продукцию смежных отраслей. В связи с этим на этапе принятия решений о финансировании таких инициатив проводится оценка их социально-экономического эффекта.
28.12.2025
Российские компании успешно адаптируются к новым условиям, несмотря на уход, а иногда и благодаря уходу иностранных партнёров. Об этом заявил генеральный директор ФГУП «Космическая связь» Алексей Волин на Московском индустриальном медиафоруме, который проходил в начале декабря в Технопарке Сколково.
22.12.2025
На сессии «Космотехника» на инфраструктурном конгрессе «Развивай.РФ», состоявшемся 12 декабря сего года, генеральный директор Sk Capital Владимир Сакович поднял вопросы финансирования проектов, касающихся «нового космоса».
17.12.2025
На IV федеральном форуме «Цифровой алмаз», который проходит в Якутске с 27 по 29 ноября, генеральный директор ФГУП «Космическая связь» Алексей Волин, рассказал, что в России более 350 компаний ведут активную работу по укреплению технологического суверенитета российской спутниковой отрасли. Однако простого создания отечественных аналогов недостаточно. Необходимы конкурентоспособные решения, способные совершить прорыв в индустрии и усилить экспортный потенциал.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.