Компании

Беспилотникам укажут путь

25 Июня 2017
Беспилотникам укажут путь

В России создана инфраструктура для массового применения беспилотников. Её разработали в одной из компаний отечественной космической отрасли – холдинге «Российские космические системы» (РКС). Сначала «обкатка» инфраструктуры пройдет в рамках пилотных проектов в Башкортостане, Москве и Московской области, и лишь затем будет масштабирована территорию всей страны. Это позволит начать применять бесплотные авиационные средства для доставки грузов, мониторинга, в сфере страхования, сельском хозяйстве и прочих областях экономики. Появление технической базы для их эксплуатации в одном воздушном пространстве с пилотируемыми летательными аппаратами подтолкнет модернизацию законодательства и даст большой импульс для развития в стране как самих дронов, так и связанных с их применением областей. 

Новая наземная инфраструктура обеспечения трафика беспилотных авиационных средств (БАС), создаваемая в рамках проекта «Инфраструктура федерального сетевого оператора», работы над которым ведет РКС, в режиме реального времени будет принимать, обрабатывать и распространять информацию о местоположении, маршруте и параметрах полета тысяч БАС над территорией России. Маршрут, как обещают её создатели, будет выстраиваться автоматически по заявке оператора летательного аппарата. Такой алгоритм работы позволит свести к минимуму бюрократические процедуры и сделать дроны по-настоящему оперативным видом транспорта. 

Новая инфраструктура позволит избегать столкновений БАС, полетов над аэропортами и военными объектами, где аппарат могут просто сбить или жестко посадить, заглушив помехами канал управления и навигационный сигнал. Кроме того, она даст возможность контролировать все, что происходит с аппаратом за пределами прямой видимости. А это, в свою очередь, создает предпосылку для появления индустрии страхования квадрокоптеров, что очень актуально, учитывая стоимость некоторых продвинутых моделей.

ГЛОНАСС, GPS и LPWAN

Сама по себе инфраструктура состоит из нескольких компонентов. За прокладку маршрута отвечает «Платформа навигационных приложений» и «Геоинформационная система», содержащая актуальную информацию о закрытых для полетов зонах и интегрированная с государственными, ведомственными и отраслевыми информационными системами. Специальные приложения для нужд операторов БАС, контент-провайдеров и страховых компаний будут создаваться на основе «Платформы комплексных приложений».

Координаты, скорость и другие параметры полета аппарата будут определяться при помощи глобальных навигационных систем ГЛОНАСС и GPS, а затем передаваться с помощью существующих систем сотовой связи, УКВ-передатчиков и спутниковой связи. Также рассматривается возможность перехода на создаваемые в России сети типа LPWAN (Low-power Wide-area Network — энергоэффективная сеть дальнего радиуса действия — ред.), которые специально рассчитаны для «интернета вещей». 

Предполагается, что внедрение новой системы контроля и управления снизит операционные затраты владельцев БАС за счет снижения рисков и создания условий для появления индустрии страхования аппаратов, удобных сервисов и облачного программного обеспечения для расширения возможностей БАС.

Приложения для беспилотников

Все БАС массой более 250 граммов, используемые в стране, должны оснащаться специальным оборудованием, которое с помощью системы спутниковой навигации будет определять его местоположение и параметры движения, а затем по каналу связи передавать эту информацию в систему контроля. На большинстве современных моделей такое оборудование уже устанавливается, вопрос только в адаптации программного обеспечения.

По словам разработчиков, оператор будет подавать заявку на маршрут и получать подтверждение или перечень ограничений. Система автоматически сформирует план маршрута с учетом ограничений и уже поданных заявок. Она же будет контролировать его выполнение. При желании план можно выгрузить в память беспилотника для автономного выполнения полета. При нарушении маршрута оператор получит информацию о необходимых действиях для прекращения нарушения, одновременно эти данные будут получать контрольные органы.

В рамках проекта предусмотрена возможность в будущем создавать специальные приложения для нужд операторов БАС. К примеру, ряд задач для службы доставки может быть автоматизирован и сводиться к выбору адреса полета, как это сегодня происходит в автомобильной навигации. Разработчики учитывают такую возможность на системном уровне — для этого создается специальная облачная платформа комплексных приложений. Принцип ее работы может быть похож на магазины приложений для смартфонов — AppStore и GooglePlay.

Пилотные проекты

Планируется, что опытный образец инфраструктуры будет готов к концу 2017 года. Сейчас планируется первым опытным регионом сделать республику Башкортостан. В ближайшее время там планируется запустить проект по мониторингу дорожной инфраструктуры с помощью беспилотников. В ходе решения этой задачи будут «обкатаны» программные и технические решения, вошедшие в состав инфраструктуры. 

Затем масштабировать инфраструктуру на территорию всей страны РКС будет вместе с Росавиацией, Госкорпорацией по ОрВД, Ростелекомом и НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий». Возможность создания совместного предприятия уже рассматривается.

Источник: «Российские космические системы»
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~RgEjP
21.03.2025
С момента вступления в силу закона о государственно-частном партнёрстве в космической деятельности в июле 2024 года этот формат сотрудничества в России так и не стал основным.
17.02.2025
Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ФГУП «ВНИИФТРИ») отмечает свой 70-летний юбилей. За эти годы институт успешно выполнял важные государственные задачи в области метрологии и науки. Сегодня институт является одним из ведущих научных центров России, а достижения наших учёных в области науки получили признание на международном уровне.
13.02.2025
АО «Спутниковая система «Гонец», которое входит в состав Государственной корпорации «Роскосмос», заключило соглашение о стратегическом партнёрстве с АНО «Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем Томской области».
11.02.2025
Холдинг «Росэлектроника», входящий в состав государственной корпорации «Ростех», разработал устройство для передачи телематических данных с техники, используемой в труднодоступных регионах, включая районы Крайнего Севера, а также с морских судов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.