Автонет

Навигационные помехи как фактор работы современной инфраструктуры

26 Октября 2018
Навигационные помехи как фактор работы современной инфраструктуры

В настоящее время актуально стоит вопрос создания средств, позволяющих ставить навигационные помехи и, как следствие, противодействовать современным беспилотным аппаратам. Так существуют системы, ставящие имитационные радиопомехи, что часто используется для борьбы с дронами. Они приводят к ложному положению синхроимпульса и вызывают сбой системы связи. Или системы заградительных радиопомех, приводящих к прекращению использования сигнала ГЛОНАСС/GPS.

Данные системы используются в основном силовыми структурами для преднамеренной установки помех при проведении массовых мероприятий, перемещении первых лиц государства или в зонах закрытых для полетов беспилотных авиационных средств.

Современные компании активно работают над созданием подобных средств установки навигационных помех. На международной выставке INTERPOLITEX-2018 была представлена новая система подавления сигнала спутниковых навигационных систем (ГЛОНАСС/GPS) производства компании ZALA AERO.

Как сообщается на официальном сайте концерна «Калашников», система подавления прошла успешные испытания и доказала свою эффективность.

Система представлена в виде компактного модуля, встраиваемого под крыло авиабеспилотника. Она обладает способностью подавлять сигнал спутниковых навигационных систем (СНС) в радиусе до 5 км и блокировать работу всех устройств, использующих СНС для навигации.

Предполагается, что разработанное устройство будет востребовано у силовых структур и спецподразделений для нейтрализации потенциально опасного оборудования противника.

Однако, как прокомментировал «Вестнику ГЛОНАСС» начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексей Муравьёв, помимо специально поставленных навигационных помех (теми же пресловутыми «силовыми структурами») существует достаточно факторов, влияющих на помехоустойчивость средств спутниковой навигации. «Улетел и пропал дрон, каршеринговый автомобиль накрутил лишние километры, сбилась синхронизация сети связи и т.д. и т.п. По каким причинам это происходит? На самом деле не так просто выявить истинные причины. Ими могут быть естественные условия навигации или искусственно созданные условия, например, городская застройка. Могут быть и помеховые воздействия: непреднамеренные и преднамеренные, широкополосные и узкополосные, импульсные и имитационные», - пояснил он.

В настоящее время существуют отдельные немногочисленные образцы помехозащищенной аппаратуры, одна из них смарт-антенна ГЛОНАСС/GPS Nav-X. Она позволяет обеспечивать высокоточную временную синхронизацию систем связи при наличии в эфире заградительных и имитационных радиопомех.

Так владельцы квадракоптеров или, например, фермеры, использующие технологии точного земледелия, могут с успехом использовать антенну Nav-X на тракторах, водных и воздушных судах и на некоторых других транспортных средствах. Указанную антенну с некоторыми ограничениями (по габаритам и энергопотреблению) можно предложить и для квадрокоптеров среднего и тяжелого классов.

Вопрос создания помехозащищенной аппаратуры особенно актуален для беспилотников и развития перспективной инфраструктуры для них. «Если нет пилота и оператора, даже расположенного удаленно, то решения по управлению движением роботизированному транспортному средству придется принимать самостоятельно, что многократно повышает ответственность и требует особого уровня надежности», - отметил Муравьев.

По словам эксперта, речь должна идти не только о бортовых средствах. Мониторинг помеховой обстановки должен стать задачей для всей инфраструктуры беспилотного транспорта. В этой инфраструктуре должны быть предусмотрены средства идентификации помех, а также средства группового мониторинга состояния средств навигации и управления контролируемыми объектами.


Подписывайтесь на канал «Вестник ГЛОНАСС» в TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~HI64i
11.04.2024
Бюро промышленности и безопасности (BIS) Министерства торговли США проводит расследование в отношении подключённых транспортных средств (CV) китайского производства.
04.04.2024
Несмотря на то, что беспилотные автомобили становятся всё более надёжными и демонстрируется всё больше достижений, необходимо сделать больше для «формирования общественного доверия и знаний о новых автомобильных технологиях». Компании, занимающиеся разработкой беспилотных транспортных средств, также должны работать над тем, чтобы «рассеять путаницу вокруг автоматизированных транспортных средств».
01.04.2024
Автомобиль будущего не просто умный. Он подключён к сети, он обменивается данными в режиме реального времени не только с облаком, но и с пешеходами, соседними транспортными средствами и инфраструктурой. Сейчас ведётся работа по подключению автомобилей к сети, обмену информацией с водителями, другими транспортными средствами и всей дорожной инфраструктурой. Приготовьтесь к новой реальности, в которой автомобили разговаривают, общаются и вообще делают дорогу более разумной.
20.03.2024
Хотя ИИ всех впечатляет, он отнюдь не настолько разумен, как человек. В настоящее время технология не позволяет ему рассуждать или делать выводы, по крайней мере, в большинстве транспортных средств. Это означает, что роботакси неспособны решать проблемы, столкнувшись с какой-нибудь новой ситуацией.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.