Российский рынок ГЛОНАСС на пороге интервенции.
В середине октября этого года Европейское Агентство по ГНСС (GSA) опубликовало третий отчет о рынке ГНСС с возможными трендами его развития. Он-лайн версию отчета можно загрузить по ссылке
Представляя отчет, исполнительный директор GSA Карло де Доридес сказал: «ГНСС рынок переживает бурное развитие, и, несмотря на недавний экономический спад, число установленных по всему миру ГНСС устройств в настоящее время превысило два миллиарда единиц. Это дает основания прогнозировать рост рынка почти в четыре раза до 7 миллионов единиц в ближайшие десять лет – т.е. к 2022 году почти на каждого жителя планеты будет приходиться по одному навигационному приемнику. Этот рост будет обеспечен в регионах за пределами Европы и Северной Америки»,- добавил он.
Так за счет каких регионов будет поддерживаться и расти рынок навигационного оборудования? Очевидно, это будут все развивающиеся и наиболее динамичные рынки, например, такие как Индия и Бразилия, Ближний Восток, страны бывшего СНГ и одним из крупнейших, если не самым крупным среди них станет Россия.
Рынки Индии, Бразилии, Ближнего Востока и СНГ очень перспективны и видимо единственные возможные для экспансии технологий ГЛОНАСС, но, к сожалению, на этих рынках мы окажемся не одни. Объемы рынка навигационного оборудования оцениваются в 250 миллиардов Евро ежегодно до 2022 года, что составляет около 10,7 трлн. рублей. Для сравнения, бюджет России на 2013 год, по данным Минфина, составляет 12,8 трлн. рублей, из них доходы нефтегазового сектора 5,9 трлн. рублей. Вот почему навигация это не только важный оборонный ресурс, но и такой же стратегический ресурс, как например, углеводороды.
Структура этого рынка в глобальном масштабе не сильно пока меняется, два основных направления удерживают лидерство, это автомобильный транспорт и LBS услуги на базе смартфонов, т.е. услуги на основе определения местоположения объектов мобильными устройствами с интегрированной функцией навигации.
Конечно, предпринимаются попытки защиты отечественного навигационного рынка, но попытки эти бессистемны. Обязательность наличия поддержки ГЛОНАСС в устройствах уже давно не является сколько-нибудь значимой преградой для производителей навигационного оборудования, более того, мультисистемность оборудования стала новым качеством всего навигационного оборудования ведущих мировых производителей. Об этом же говорится в отчете GSA, по данным агентства уже более 70% всего навигационного оборудования в мире является мультисистемным. Второй технологией в этом оборудовании, которую используют производители, является ГЛОНАСС.
Отчет содержит много интересной информации о мировых трендах, но я хочу вернуться к отечественному рынку. В стране проведена необходимая и сложная работа по формированию обликов будущего навигационного рынка, ожидается резкий рост объемов оснащения и средств вовлеченных в навигационные технологии, оборудование и LBS услуги. Но стоит отметить, что все это может не достаться отечественному производителю, и об этом в прямую говорят представители зарубежных крупных компаний на международных конференциях. В каких-то отраслях в России просто недостаточен уровень автоматизации технологических процессов для входа на рынок крупных игроков, так, в частности, происходит на рынке сельского хозяйства и дорожного строительства. В этих сферах уже становится востребованной высокоточная навигация и это также огромный сегмент рынка навигационного оборудования и услуг, не меньший чем применение навигации на транспорте. В этой сфере у крупных зарубежных игроков просто нет конкурентов среди отечественных компаний и этот рынок постепенно, даже не завоевывается, а просто забирается компаниями из США и Канады.
В этой связи поднятый Конгрессом США в конце ноября вопрос о приостановлении ответного размещения контрольно-корректирующих станций ГЛОНАСС на территории США выглядит очень опрометчиво.
Отечественное навигационное оборудование в большинстве случаев уступает зарубежным аналогам в качестве, при этом цена порой оказывается выше. Многое упущено и времени осталось совсем немного, очевидно, что рынок объемом сопоставимым с объемом экспорта энергоносителей требует большего внимания. Наихудший вариант, это разменять этот рынок в обмен на преференции в других областях и тем самым окончательно похоронить одну из перспективных для России высокотехнологичных несырьевых статей пополнения бюджета. Другой вариант, развитие отечественного производства, создание необходимых условий и государственная поддержка выхода отечественных компаний на международные рынки.
В отчете GSA говорится, что наиболее динамично, на уровне 9% в год, расти рынок будет в период до 2016 года, начиная с 2017 года рынок постепенно будет стагнировать и рост не превысит 5% в год. Цифры показывают, что до окончания этапа становления и развития отечественного навигационного рынка, периода получения максимальных прибылей на отечественном рынке, легкого входа на рынок навигационных технологий, оборудования и услуг, определения лидеров и разделения основной маржи осталось не более двух лет.
Чьим будет отечественный навигационный рынок покажет самое ближайшее время. Активная интервенция со стороны зарубежных компаний может начаться уже в 2014 году, с наступлением которого от имени редакции журнала я всех читателей и поздравляю!
Игорь Лисовой, главный редактор журнала «Вестник ГЛОНАСС».
Полная версия статьи опубликована в журнале "Вестник ГЛОНАСС" Декабрь, 2013 №4 (15)
Перепечатка в полном или частичном виде возможна с обязательной активной ссылкой на источник vestnik-glonass.ru