Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1157-р от 21 августа 2006 г.
1. Одобрить прилагаемую Концепцию создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
2. Минтрансу России совместно с Минэкономразвития России, Минобороны России, Мининформсвязи России, Минрегионом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию мероприятий, вытекающих из Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков
Концепция
создания и развития инфраструктуры пространственных данных
Российской Федерации
(одобрена распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2006 г. N 1157-р)
Введение
Инфраструктура пространственных данных Российской Федерации - территориально распределенная система сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных.
Создание и развитие инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации обусловлено объективными потребностями граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления в эффективном использовании достоверных, оперативных и актуальных пространственных данных.
Настоящая Концепция определяет цели, задачи, состав, структуру, основные принципы и направления работ в области создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
"пространственный объект" - любой конкретный объект, который может быть определен индивидуальным содержанием и границами и описан в виде набора цифровых данных;
"пространственные данные" - цифровые данные о пространственных объектах, включающие сведения об их местоположении, форме и свойствах, представленные в координатно-временной системе;
"базовые пространственные данные" - разрешенные к открытому опубликованию цифровые данные о наиболее используемых пространственных объектах, отличающихся устойчивостью пространственного положения во времени и служащих основой позиционирования других пространственных объектов;
"метаданные" - данные, которые позволяют описывать содержание, объем, положение в пространстве, качество и другие характеристики пространственных данных и пространственных объектов.
I. Анализ современного состояния и проблемы создания инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации
За период начиная с середины 90-х годов прошлого века и до настоящего времени национальная инфраструктура пространственных данных была создана в более чем 120 странах. США, Австралия и большинство государств Европы прошли все этапы от разработки концепций национальной инфраструктуры пространственных данных до их реализации и завершили свои программы создания этой инфраструктуры. За это время определились проверенные практикой правила, процедуры и механизмы устройства национальной инфраструктуры пространственных данных как информационно-телекоммуникационной системы. Одна из главных целей такой инфраструктуры - обеспечение свободного доступа граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления к национальным ресурсам пространственных данных, что обеспечивается в том числе и через глобальную сеть Интернет.
Организацию работ в зарубежных странах по созданию и развитию инфраструктуры пространственных данных, как правило, осуществляет межведомственный орган с широкими полномочиями в сфере координации деятельности органов власти всех уровней и организаций посредством создания нормативной правовой базы, проведения научно-технической политики, внедрения новых технологий, обучения кадров. Государственные поддержка и финансирование, играющие важную роль на первых этапах создания и развития национальной инфраструктуры пространственных данных, по мере развития рынка этих данных и геоинформационных услуг сменяются взаимовыгодным партнерством бизнеса и органов государственной власти при сохранении этими органами регулирующих функций. Дальнейшее развитие инфраструктуры пространственных данных планируется осуществлять на основании углубления межведомственного взаимодействия и распространения опыта на региональном и местном уровнях.
Расширяется международное сотрудничество в сфере интеграции национальных инфраструктур пространственных данных в межнациональные инфраструктуры. В 1996 году начал работу координирующий орган по содействию созданию национальных инфраструктур пространственных данных - Ассоциация глобальной инфраструктуры пространственных данных.
В настоящее время в Российской Федерации многие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты создают и используют пространственные данные.
Данные о пространственных объектах, содержащиеся на топографических картах, планах городов, в геодезических и нивелирных сетях, длительное время традиционно использовались для решения задач в отраслях экономики и в целях обеспечения обороноспособности государства и национальной безопасности страны, что определило необходимость их засекречивания.
Вместе с тем во многих отраслях экономики создавались и использовались разрешенные к опубликованию пространственные данные. Они издавались в виде схем, планов, карт ограниченных участков территории в местных системах координат. Такие данные несопоставимы и нескоординированы между собой, что исключает их совместное и комплексное использование.
Существующие в настоящее время системы идентификации пространственных объектов по их адресному описанию, в том числе реестры, кадастры, регистры, ведение которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти, не позволяют обеспечить интеграцию и совместное использование пространственных данных, полученных из различных источников. Результатом этого стало отсутствие в Российской Федерации единой системы идентификации пространственных объектов, что препятствует использованию пространственных данных как универсального элемента связи различных баз данных и делает невозможным построение единого информационного пространства страны.
Проблемами, затрудняющими использование пространственных данных, являются также:
отставание законодательства Российской Федерации в области геодезии и картографии, лицензирования видов деятельности, авторского права, информационных технологий от современных требований, предъявляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами к содержанию, качеству и уровню доступности пространственных данных;
наличие ограничений на распространение пространственных данных;
потеря актуальности материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации.
Факторами, определяющими необходимость создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, являются: увеличение числа задач, требующих использования пространственных данных, созданных и хранящихся в цифровых форматах;
распространение геоинформационных технологий как средства эффективного использования пространственных данных;
развитие информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет;
рост потребности в создании условий для оперативного доступа к пространственным данным;
интенсивное развитие инфраструктуры пространственных данных в зарубежных странах.
Настоящая Концепция предусматривает создание и развитие инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации как элемента единого информационного пространства страны на основе использования базовых пространственных данных.
II. Цели, задачи и основные принципы создания инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации
Основной целью создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации является создание условий, обеспечивающих свободный доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан к пространственным данным и их эффективное использование.
Достижение этой цели позволит обеспечить:
повышение качества и эффективности управления на государственном и муниципальном уровнях за счет широкого использования информационных ресурсов пространственных данных при принятии управленческих решений и контроле их исполнения;
предоставление актуальной и достоверной информации о базовых пространственных данных потребителям по единым правилам и тарифам;
снижение бюджетных расходов на создание пространственных данных в целом, повышение их качества за счет исключения дублирования работ по созданию пространственных данных;
стимулирование инвестиций в создание пространственных данных и связанных с ними информационных услуг.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов, а также технических регламентов, стандартов, нормативно-технических документов и классификаторов, регулирующих создание и использование базовых пространственных данных и метаданных;
создание и интеграция государственных информационных ресурсов, содержащих пространственные данные Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также информационных ресурсов, содержащих пространственные данные муниципальных образований, на основе использования базовых пространственных данных и метаданных;
обеспечение полноты пространственных данных, их достоверности и актуальности за счет расширения числа организаций, производящих и предоставляющих информацию о базовых пространственных объектах;
научное, техническое и технологическое обеспечение создания, ведения и предоставления в пользование базовых пространственных данных и метаданных.
Мероприятия по созданию и развитию инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации предусматривается осуществлять при соблюдении следующих принципов:
максимальное использование уже созданных в Российской Федерации пространственных данных;
доступность информационных ресурсов, содержащих базовые пространственные данные;
обязательность использования и предоставления уже созданных базовых пространственных данных при проведении работ по их актуализации;
обеспечение безопасности Российской Федерации при создании инфраструктуры пространственных данных и ее эксплуатации, а также защита содержащейся в ней информации.
III. Компоненты инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации
Инфраструктуру пространственных данных Российской Федерации образовывает совокупность следующих взаимосвязанных компонентов:
информационные ресурсы, включающие базовые пространственные данные и метаданные;
организационная структура;
нормативно-правовое обеспечение;
технологии и технические средства.
Информационные ресурсы
Базовые пространственные данные, описывающие в цифровом виде базовые пространственные объекты, состоят из координатного описания, наименования объекта, его адреса и других сведений.
Базовые пространственные данные и объекты не содержат сведения, составляющие государственную тайну, а также другую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Состав базовых пространственных данных предлагается устанавливать путем принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации.
При этом предполагается, что базовые пространственные данные:
обязательны для использования всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, участвующими в создании пространственных данных;
являются открытым доступным государственным информационным ресурсом и предоставляются потребителям в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации;
создаются в соответствии с техническими регламентами и стандартами.
Создание базовых пространственных данных должно последовательно обеспечить переход к их использованию в качестве базовой информации о соответствующей местности.
Плата за пользование базовыми пространственными данными устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации в области информации.
Организация эффективного доступа к пространственным данным осуществляется путем использования информации, содержащейся в метаданных, пользование которыми предполагается осуществлять на безвозмездной основе.
Метаданные предназначены для поиска, оценки качества, пригодности и возможности обработки пространственных данных.
Создавать пространственные данные в установленном порядке могут любые юридические и физические лица, при этом формирование метаданных является стимулирующим фактором предложения этой продукции на рынке.
Предполагается, что производство метаданных базовых пространственных данных будет являться обязательным для производителей пространственных данных.
Организационная структура
В качестве координирующего межведомственного органа в сфере деятельности по созданию и развитию инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации предполагается сформировать межведомственную комиссию по пространственным данным.
(Комментарий ГАРАНТа См. Положение о Межведомственной комиссии по пространственным данным РФ, утвержденное приказом Минтранса РФ от 22 февраля 2007 г. N 24)
Кроме того, целесообразно определить ответственный за создание инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю в сфере создания пространственных данных. Необходимо также определить органы исполнительной власти и организации, обеспечивающие накопление, обработку, хранение и предоставление определенных групп базовых пространственных данных и метаданных.
Развитие организационной структуры инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации будет осуществляться поэтапно.
На начальном этапе предлагается формировать ее из организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и занимающихся созданием и ведением баз пространственных данных.
В дальнейшем в зависимости от социально-экономической и информационной готовности в организационную структуру инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации будут включаться организации, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которым будут передаваться соответствующие материалы и данные федерального и ведомственных (отраслевых) картографо-геодезических фондов, а также других федеральных информационных ресурсов, что обеспечит единство базовых пространственных данных в Российской Федерации.
Интеграция отдельных групп базовых пространственных данных с целью создания единого информационного ресурса должна выполняться за счет средств соответствующих бюджетов.
Нормативно-правовое обеспечение
Совершенствование законодательства является определяющим фактором создания инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации и предусматривает:
подготовку предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в области создания и использования пространственных данных, а также ведения баз этих данных;
законодательное закрепление за органами исполнительной власти и органами местного самоуправления функций по созданию и предоставлению базовых пространственных данных и метаданных, а также ведению баз этих данных;
разработку технических регламентов и стандартов в области создания, оценки качества, хранения, предоставления и использования базовых пространственных данных, а также ведения баз этих данных;
корректировку отраслевых нормативно-технических документов в части обязательного использования базовых пространственных данных, ведения баз этих данных, а также предоставления базовых пространственных данных, содержащихся в ведомственных фондах.
Технологии и технические средства
Реализация настоящей Концепции предусматривает разработку типовых технологий на основе использования существующих и перспективных методов хранения, актуализации и предоставления базовых пространственных данных и метаданных с использованием систем управления базами данных, геоинформационных систем и средств телекоммуникаций.
IV. Основные направления и этапы реализации Концепции
Реализацию настоящей Концепции предусматривается осуществить в 3 этапа.
I этап (2006 - 2007 годы) - подготовительный. На этом этапе предполагается:
создание межведомственной комиссии по пространственным данным;
разработка и принятие нормативных правовых актов, регулирующих порядок создания, использования базовых пространственных данных и метаданных, ведения баз этих данных, в том числе определение полномочий федерального органа исполнительной власти, ответственного за создание и развитие инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;
разработка технических регламентов и стандартов в области создания, оценки качества, хранения, предоставления и использования базовых пространственных данных и метаданных, а также ведения баз этих данных;
создание и распространение базовых пространственных данных федерального уровня;
создание первой очереди системы обеспечения пространственными данными на базе организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
формирование системы надзора и контроля за созданием и использованием базовых пространственных данных, а также ведением баз этих данных;
снятие необоснованных ограничений на распространение пространственных данных;
гармонизация отраслевых нормативно-технических документов в области создания и использования базовых пространственных данных и метаданных;
разработка технологий создания, хранения, актуализации и использования базовых пространственных данных и метаданных;
реализация в отраслях экономики, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях пилотных проектов по созданию отраслевых, региональных и муниципальных инфраструктур пространственных данных;
разработка плана мероприятий по использованию инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации в интересах обороны и безопасности государства;
формирование единой системы стандартизации в области пространственных данных;
подготовка и повышение квалификации кадров, участвующих в создании и развитии инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
II этап (2008 - 2009 годы) - организационный. На этом этапе предполагается:
формирование сети организаций по ведению баз данных в части базовых пространственных данных и метаданных на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
создание и распространение базовых пространственных данных и метаданных на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в соответствии с утвержденными техническими регламентами и стандартами;
создание второй очереди системы обеспечения пространственными данными на базе организаций, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации в области создания и использования пространственных данных;
формирование подсистемы, обеспечивающей пространственными данными органы государственной власти с целью реализации ими функций по обеспечению обороноспособности государства, национальной безопасности и правопорядка;
подготовка и повышение квалификации кадров, участвующих в создании и развитии инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
III этап (2010 - 2015 годы) - завершение формирования инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, обеспечивающей эффективное использование пространственных данных, создание банков пространственных данных в качестве государственных информационных ресурсов.
Назад в раздел
1. Одобрить прилагаемую Концепцию создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
2. Минтрансу России совместно с Минэкономразвития России, Минобороны России, Мининформсвязи России, Минрегионом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию мероприятий, вытекающих из Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков
Концепция
создания и развития инфраструктуры пространственных данных
Российской Федерации
(одобрена распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2006 г. N 1157-р)
Введение
Инфраструктура пространственных данных Российской Федерации - территориально распределенная система сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных.
Создание и развитие инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации обусловлено объективными потребностями граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления в эффективном использовании достоверных, оперативных и актуальных пространственных данных.
Настоящая Концепция определяет цели, задачи, состав, структуру, основные принципы и направления работ в области создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
"пространственный объект" - любой конкретный объект, который может быть определен индивидуальным содержанием и границами и описан в виде набора цифровых данных;
"пространственные данные" - цифровые данные о пространственных объектах, включающие сведения об их местоположении, форме и свойствах, представленные в координатно-временной системе;
"базовые пространственные данные" - разрешенные к открытому опубликованию цифровые данные о наиболее используемых пространственных объектах, отличающихся устойчивостью пространственного положения во времени и служащих основой позиционирования других пространственных объектов;
"метаданные" - данные, которые позволяют описывать содержание, объем, положение в пространстве, качество и другие характеристики пространственных данных и пространственных объектов.
I. Анализ современного состояния и проблемы создания инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации
За период начиная с середины 90-х годов прошлого века и до настоящего времени национальная инфраструктура пространственных данных была создана в более чем 120 странах. США, Австралия и большинство государств Европы прошли все этапы от разработки концепций национальной инфраструктуры пространственных данных до их реализации и завершили свои программы создания этой инфраструктуры. За это время определились проверенные практикой правила, процедуры и механизмы устройства национальной инфраструктуры пространственных данных как информационно-телекоммуникационной системы. Одна из главных целей такой инфраструктуры - обеспечение свободного доступа граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления к национальным ресурсам пространственных данных, что обеспечивается в том числе и через глобальную сеть Интернет.
Организацию работ в зарубежных странах по созданию и развитию инфраструктуры пространственных данных, как правило, осуществляет межведомственный орган с широкими полномочиями в сфере координации деятельности органов власти всех уровней и организаций посредством создания нормативной правовой базы, проведения научно-технической политики, внедрения новых технологий, обучения кадров. Государственные поддержка и финансирование, играющие важную роль на первых этапах создания и развития национальной инфраструктуры пространственных данных, по мере развития рынка этих данных и геоинформационных услуг сменяются взаимовыгодным партнерством бизнеса и органов государственной власти при сохранении этими органами регулирующих функций. Дальнейшее развитие инфраструктуры пространственных данных планируется осуществлять на основании углубления межведомственного взаимодействия и распространения опыта на региональном и местном уровнях.
Расширяется международное сотрудничество в сфере интеграции национальных инфраструктур пространственных данных в межнациональные инфраструктуры. В 1996 году начал работу координирующий орган по содействию созданию национальных инфраструктур пространственных данных - Ассоциация глобальной инфраструктуры пространственных данных.
В настоящее время в Российской Федерации многие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты создают и используют пространственные данные.
Данные о пространственных объектах, содержащиеся на топографических картах, планах городов, в геодезических и нивелирных сетях, длительное время традиционно использовались для решения задач в отраслях экономики и в целях обеспечения обороноспособности государства и национальной безопасности страны, что определило необходимость их засекречивания.
Вместе с тем во многих отраслях экономики создавались и использовались разрешенные к опубликованию пространственные данные. Они издавались в виде схем, планов, карт ограниченных участков территории в местных системах координат. Такие данные несопоставимы и нескоординированы между собой, что исключает их совместное и комплексное использование.
Существующие в настоящее время системы идентификации пространственных объектов по их адресному описанию, в том числе реестры, кадастры, регистры, ведение которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти, не позволяют обеспечить интеграцию и совместное использование пространственных данных, полученных из различных источников. Результатом этого стало отсутствие в Российской Федерации единой системы идентификации пространственных объектов, что препятствует использованию пространственных данных как универсального элемента связи различных баз данных и делает невозможным построение единого информационного пространства страны.
Проблемами, затрудняющими использование пространственных данных, являются также:
отставание законодательства Российской Федерации в области геодезии и картографии, лицензирования видов деятельности, авторского права, информационных технологий от современных требований, предъявляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами к содержанию, качеству и уровню доступности пространственных данных;
наличие ограничений на распространение пространственных данных;
потеря актуальности материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации.
Факторами, определяющими необходимость создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, являются: увеличение числа задач, требующих использования пространственных данных, созданных и хранящихся в цифровых форматах;
распространение геоинформационных технологий как средства эффективного использования пространственных данных;
развитие информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет;
рост потребности в создании условий для оперативного доступа к пространственным данным;
интенсивное развитие инфраструктуры пространственных данных в зарубежных странах.
Настоящая Концепция предусматривает создание и развитие инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации как элемента единого информационного пространства страны на основе использования базовых пространственных данных.
II. Цели, задачи и основные принципы создания инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации
Основной целью создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации является создание условий, обеспечивающих свободный доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан к пространственным данным и их эффективное использование.
Достижение этой цели позволит обеспечить:
повышение качества и эффективности управления на государственном и муниципальном уровнях за счет широкого использования информационных ресурсов пространственных данных при принятии управленческих решений и контроле их исполнения;
предоставление актуальной и достоверной информации о базовых пространственных данных потребителям по единым правилам и тарифам;
снижение бюджетных расходов на создание пространственных данных в целом, повышение их качества за счет исключения дублирования работ по созданию пространственных данных;
стимулирование инвестиций в создание пространственных данных и связанных с ними информационных услуг.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов, а также технических регламентов, стандартов, нормативно-технических документов и классификаторов, регулирующих создание и использование базовых пространственных данных и метаданных;
создание и интеграция государственных информационных ресурсов, содержащих пространственные данные Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также информационных ресурсов, содержащих пространственные данные муниципальных образований, на основе использования базовых пространственных данных и метаданных;
обеспечение полноты пространственных данных, их достоверности и актуальности за счет расширения числа организаций, производящих и предоставляющих информацию о базовых пространственных объектах;
научное, техническое и технологическое обеспечение создания, ведения и предоставления в пользование базовых пространственных данных и метаданных.
Мероприятия по созданию и развитию инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации предусматривается осуществлять при соблюдении следующих принципов:
максимальное использование уже созданных в Российской Федерации пространственных данных;
доступность информационных ресурсов, содержащих базовые пространственные данные;
обязательность использования и предоставления уже созданных базовых пространственных данных при проведении работ по их актуализации;
обеспечение безопасности Российской Федерации при создании инфраструктуры пространственных данных и ее эксплуатации, а также защита содержащейся в ней информации.
III. Компоненты инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации
Инфраструктуру пространственных данных Российской Федерации образовывает совокупность следующих взаимосвязанных компонентов:
информационные ресурсы, включающие базовые пространственные данные и метаданные;
организационная структура;
нормативно-правовое обеспечение;
технологии и технические средства.
Информационные ресурсы
Базовые пространственные данные, описывающие в цифровом виде базовые пространственные объекты, состоят из координатного описания, наименования объекта, его адреса и других сведений.
Базовые пространственные данные и объекты не содержат сведения, составляющие государственную тайну, а также другую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Состав базовых пространственных данных предлагается устанавливать путем принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации.
При этом предполагается, что базовые пространственные данные:
обязательны для использования всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, участвующими в создании пространственных данных;
являются открытым доступным государственным информационным ресурсом и предоставляются потребителям в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации;
создаются в соответствии с техническими регламентами и стандартами.
Создание базовых пространственных данных должно последовательно обеспечить переход к их использованию в качестве базовой информации о соответствующей местности.
Плата за пользование базовыми пространственными данными устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации в области информации.
Организация эффективного доступа к пространственным данным осуществляется путем использования информации, содержащейся в метаданных, пользование которыми предполагается осуществлять на безвозмездной основе.
Метаданные предназначены для поиска, оценки качества, пригодности и возможности обработки пространственных данных.
Создавать пространственные данные в установленном порядке могут любые юридические и физические лица, при этом формирование метаданных является стимулирующим фактором предложения этой продукции на рынке.
Предполагается, что производство метаданных базовых пространственных данных будет являться обязательным для производителей пространственных данных.
Организационная структура
В качестве координирующего межведомственного органа в сфере деятельности по созданию и развитию инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации предполагается сформировать межведомственную комиссию по пространственным данным.
(Комментарий ГАРАНТа См. Положение о Межведомственной комиссии по пространственным данным РФ, утвержденное приказом Минтранса РФ от 22 февраля 2007 г. N 24)
Кроме того, целесообразно определить ответственный за создание инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю в сфере создания пространственных данных. Необходимо также определить органы исполнительной власти и организации, обеспечивающие накопление, обработку, хранение и предоставление определенных групп базовых пространственных данных и метаданных.
Развитие организационной структуры инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации будет осуществляться поэтапно.
На начальном этапе предлагается формировать ее из организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и занимающихся созданием и ведением баз пространственных данных.
В дальнейшем в зависимости от социально-экономической и информационной готовности в организационную структуру инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации будут включаться организации, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которым будут передаваться соответствующие материалы и данные федерального и ведомственных (отраслевых) картографо-геодезических фондов, а также других федеральных информационных ресурсов, что обеспечит единство базовых пространственных данных в Российской Федерации.
Интеграция отдельных групп базовых пространственных данных с целью создания единого информационного ресурса должна выполняться за счет средств соответствующих бюджетов.
Нормативно-правовое обеспечение
Совершенствование законодательства является определяющим фактором создания инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации и предусматривает:
подготовку предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в области создания и использования пространственных данных, а также ведения баз этих данных;
законодательное закрепление за органами исполнительной власти и органами местного самоуправления функций по созданию и предоставлению базовых пространственных данных и метаданных, а также ведению баз этих данных;
разработку технических регламентов и стандартов в области создания, оценки качества, хранения, предоставления и использования базовых пространственных данных, а также ведения баз этих данных;
корректировку отраслевых нормативно-технических документов в части обязательного использования базовых пространственных данных, ведения баз этих данных, а также предоставления базовых пространственных данных, содержащихся в ведомственных фондах.
Технологии и технические средства
Реализация настоящей Концепции предусматривает разработку типовых технологий на основе использования существующих и перспективных методов хранения, актуализации и предоставления базовых пространственных данных и метаданных с использованием систем управления базами данных, геоинформационных систем и средств телекоммуникаций.
IV. Основные направления и этапы реализации Концепции
Реализацию настоящей Концепции предусматривается осуществить в 3 этапа.
I этап (2006 - 2007 годы) - подготовительный. На этом этапе предполагается:
создание межведомственной комиссии по пространственным данным;
разработка и принятие нормативных правовых актов, регулирующих порядок создания, использования базовых пространственных данных и метаданных, ведения баз этих данных, в том числе определение полномочий федерального органа исполнительной власти, ответственного за создание и развитие инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;
разработка технических регламентов и стандартов в области создания, оценки качества, хранения, предоставления и использования базовых пространственных данных и метаданных, а также ведения баз этих данных;
создание и распространение базовых пространственных данных федерального уровня;
создание первой очереди системы обеспечения пространственными данными на базе организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
формирование системы надзора и контроля за созданием и использованием базовых пространственных данных, а также ведением баз этих данных;
снятие необоснованных ограничений на распространение пространственных данных;
гармонизация отраслевых нормативно-технических документов в области создания и использования базовых пространственных данных и метаданных;
разработка технологий создания, хранения, актуализации и использования базовых пространственных данных и метаданных;
реализация в отраслях экономики, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях пилотных проектов по созданию отраслевых, региональных и муниципальных инфраструктур пространственных данных;
разработка плана мероприятий по использованию инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации в интересах обороны и безопасности государства;
формирование единой системы стандартизации в области пространственных данных;
подготовка и повышение квалификации кадров, участвующих в создании и развитии инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
II этап (2008 - 2009 годы) - организационный. На этом этапе предполагается:
формирование сети организаций по ведению баз данных в части базовых пространственных данных и метаданных на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
создание и распространение базовых пространственных данных и метаданных на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в соответствии с утвержденными техническими регламентами и стандартами;
создание второй очереди системы обеспечения пространственными данными на базе организаций, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации в области создания и использования пространственных данных;
формирование подсистемы, обеспечивающей пространственными данными органы государственной власти с целью реализации ими функций по обеспечению обороноспособности государства, национальной безопасности и правопорядка;
подготовка и повышение квалификации кадров, участвующих в создании и развитии инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
III этап (2010 - 2015 годы) - завершение формирования инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, обеспечивающей эффективное использование пространственных данных, создание банков пространственных данных в качестве государственных информационных ресурсов.
Назад в раздел